Аппликация как вид изобразительной деятельности дошкольников. Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги

40 минут на чтение

Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Как и прежде, уделяется внимание в повседневной жизни обследованию предметов, которые предстоит изобразить, рассматриванию иллюстративного материала, наблюдениям окружающего.

На занятиях дети учатся самостоятельно анализировать предметы без наводящих вопросов. Для облегчения задачи можно предложить детям план анализа предмета или спросить. О чем следует рассказать, что упущено в процессе анализа предмета. В старшей группе больше внимания обращают на сравнение признаков, на качество предметов, учат детей видеть различия в величине, пропорциях, продолжают совершенствовать формообразующие движения[ 7] .

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе в старшей группе используются в тех случаях, когда детям показывают конечный результат новой, сложной работы. Например, образцы с изображением ваз: внимание обращается на симметричную форму (одна половина вазы очень похожа на другую, отражается как в зеркале; можно использовать и вариативные образцы).

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. .

Приемы вырезывания на каждом занятии не демонстрируются: педагог чаще опирается на опыт самих детей, привлекая некоторых ребят к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнять аппликацию, какой использовать прием.

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя. Воспитатель показывает, как складывают бумагу, как вырезают какую-либо знакомую форму, как получается сразу несколько изображений.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

Приемы работы демонстрируются и тогда, когда вводиться новый способ изготовления аппликаций методом обрывания бумаги для изображения предметов неровной пушистой фактуры, некоторых пейзажей, декоративных работ. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая- большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии [ 7].

В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так как дети уже имеют достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний воспитатель направляет творческую активность дошкольников: например, для выполнения декоративной аппликации советует сначала подобрать бумагу наиболее подходящего цвета, придумать, какими элементами украсить работу, как их вырезать и расположить.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне .

Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

В процессе выполнения коллективных аппликаций воспитатель следит за тем, чтобы дети сопоставляли свои вырезки с работами товарищей по величине, окраске. Они вместе располагают фигуры на листе, обсуждают приемы их объединения, придают разную позу персонажам, дополняют композицию другими предметами, декоративными элементами, усиливая выразительность всей аппликации. Воспитатель оказывает ребятам помощь, активизирует их самостоятельность и творчество, добивается аккуратности, поддерживает и стимулирует интерес каждого ребенка к содержанию и результату коллективной деятельности.

«Методические и практические приёмы обучения детей дошкольного возраста аппликации»

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Высоких достижений при создании аппликации можно достигнуть только тогда, когда педагог и воспитатель умело регулируют и применяют на занятиях и в индивидуальной работе с детьми наиболее эффективные методы обучения и закрепления знакомого метода.

В первой младшей группе занятия по аппликации программой не предусмотрены, поэтому основная задача воспитателя направлена на подготовку каждого ребёнка к овладению новым видом изобразительной деятельности в процессе игр с элементами плоскостной мозаики. Эти элементы воспитатель вырезает из плотной бумаги в виде несложных силуэтов отдельных предметов и их частей в форме геометрических фигур. Такие наборы мозаики должны иметь разный набор: набор сюжетного характера (герои сказок, мультфильмов и т.д.), геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и т.д. Во время игр-занятий подгруппа детей под руководством воспитателя учится раскладывать фигуры в определённом порядке, составлять силуэт предмета из 2-3 частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению. Воспитатель своим примером побуждает детей к действиям с различными фигурами. В соответствии со словами взрослого дети совершают те или иные действия.

Игры с мозаикой должны включать также задания, которые требуют от ребёнка умения составить предмет из отдельных частей. Выполняя задания, ребёнок учится подчинять свои действия указанию воспитателя, правильно и целенаправленно отбирать формы, соотносить их по цвету, величине, называть цвета, формы, располагать в указанной последовательности.

Такие игры-занятия желательно проводить один раз в месяц во втором полугодии, когда у малышей сформируется сенсорный опыт, и обогатятся знания об окружающем.

Во второй младшей группе дети учатся раскладывать, намазывать и наклеивать в определённом порядке готовые формы, вырезанные педагогом. Педагог закрепляет представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах, некоторых оттенках, о величине.

Занятиям аппликацией в этой группе должны предшествовать игры с плоскостной мозаикой из цветных геометрических фигур. Наблюдая и направляя эти игры с геометрическими фигурами, воспитатель совместно с педагогом по изодеятельности постепенно подводят детей к пониманию того, что все фигуры можно раскладывать по-разному.

Такое предварительное ознакомление детей с геометрическими фигурами в игровой деятельности положительно скажется на последующих занятиях аппликацией, когда перед детьми будет ставиться определённая задача.

Изображение в аппликации связано с большой обобщённостью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных педагогом. В процессе показа педагог отчётливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчёркивая её особенности. Постепенно следует приучать детей и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.

В этом возрасте необходимо уделять большое внимание закреплению приёмов раскладывания фигур и их наклеивания на основу. C первых занятий надо учить детей правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеёнкой, после намазывания класть кисть на подставку, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать. Об этом надо напоминать детям постоянно.

Место расположения материала для аппликации на столе должно быть постоянным и удобным для пользования, что приучает ребёнка к порядку и культуре рабочего места. Например, клеёнка, на которой намазывают фигуры, всегда должна находиться слева от основы аппликации; подставка для кисточек помещается справа, а поднос с набором заготовок располагается над клеёнкой.

Детям данного возраста, особенно первое время, готовые формы для наклеивания лучше раздавать после объяснения задания. Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Клейстер лучше давать тогда, когда все части аппликации дети уже разложили в указанной последовательности. Такая последовательность проведения занятия позволит педагогу следить за правильностью построения изображения и даст возможность оказывать детям помощь в освоении техники наклеивания.

Чтобы занятия аппликацией доставляли детям удовольствие и оказывали положительное воздействие на их воспитание и развитие, надо продумывать занимательную форму выполнения задания, использовать игровые приёмы: игровые действия, игровой образ, обыгрывание полученных результатов.

Материал для аппликации нужно подготовить с таким расчётом, чтобы дети успели в положенное время завершить свои работы и почувствовать от этого удовлетворение. В обучении техническим приёмам, особенно вначале, педагогу часто приходится прибегать к повторному показу и индивидуальной помощи детям.

Поскольку в данной группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приёмами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать их и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях.

Во второй половине года при изображении предмета для придания образу большей выразительности педагог готовит дополнительные изображения, которые позволят расширить содержание детских работ. Такие дополнения смогут выполнить сначала только те дети, которые имеют хорошие навыки наклеивания. Но постепенно таких детей станет больше. Некоторые работы могут быть коллективными. Такие аппликации приучают работать дружно.

В средней группе основные программные задачи по аппликации направлены на обучение детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырёхугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.

В свободное от занятий время, как и во второй младшей группе, предоставляется возможность заниматься выкладыванием предметов и узоров, для чего можно использовать плоскую мозаику и фланелеграф.

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений и освоении навыка пользования ножницами. С начала учебного года надо начинать обучение детей обращению с ножницами. Овладение этим инструментом – сложный и длительный процесс, требующий от детей сосредоточенного внимания и физических усилий.

Усложнение программных требований вызывает необходимость долее детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекают размер и количество частей. В данной группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру.

При анализе образца педагог вопросами привлекает внимание детей к рассматриванию. Из каких форм состоит предмет, как он называется, какого он цвета. Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете дети не могут, поэтому педагог разъясняет, показывает им, в какой последовательности следует наклеивать формы. На некоторых занятиях можно использовать только частичный показ приёмов выполнения.

Чтобы ознакомительное занятие по работе с ножницами прошло в более интересной форме проведите его как занятие-сказку и расскажите о путешествии трёх братцев, о злой волшебнице и о старом крокодиле. На этом занятии дети не только знакомятся с правилами работы с ножницами, но и учатся делать надрезы на бумаге, чтобы эти листочки не остались валяться просто так, сделайте с детьми объёмную аппликацию и послушайте, как шелестит трава.

В качестве упражнения для рук необходимо давать детям задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование.

При обучении детей закруглению углов, первоначально им предлагают вырезать полукруг. Для этого им дают прямоугольник, углы одной из сторон которого надо закруглить. Вырезание полного круга осваивается и закрепляется путём изображения нескольких однородных предметов, например воздушных шаров.

Вариативность заданий по аппликации способствует более гибкому применению усвоенных умений, ставит ребёнка в условия, требующие от него проявления активности. Особенно необходимо иметь отработанные умения при выполнении более сложных аппликаций, состоящих из нескольких частей, различающихся по величине, форме, окраске. Здесь надо осознанно дифференцировать эти особенности и применять те или иные приёмы вырезания, объединения частей. Поэтому до изображения предметов важно уточнять форму частей, их расположение, соотношение по величине и т.д.

У детей этого возраста заметно возрастает интерес к результатам своей работы. С особым старанием и интересом дети выполняют аппликации, которые потом будут где-то применены. При анализе детских работ педагог вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация, аккуратно ли наклеены формы. Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки ребят, подводят итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.

В старшей группе дети способны овладеть довольно большим объёмом умений и навыков. Основная задача – овладение разнообразными приёмами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя натуру, педагог проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.

Мелкие детали дети этого возраста изготовить не могут, поэтому необходимо подбирать натуру с более простыми формами, определёнными цветами и небольшим количеством деталей. Образец используют в том случае, если дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь надо предоставлять ребятам инициативу в выборе цвета, размеров, расположение форм на листе и т.д.

В данной группе хорошо использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает творческую инициативу в выполнении задания. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют заготовки разных цветов и разной формы лист. Новые приёмы дети осваивают непосредственно по показу педагога. Детей надо учить разным способам вырезывания: по частям, из бумаги, сложенной пополам и гармошкой. Детей надо познакомить и с новым способом создания аппликации – обрывания.

В старшей группе детей надо учить составлять сюжетные композиции, располагая предметы на одной линии, на всём листе.

С первых занятий необходимо к показу привлекать детей, учить каждого ребёнка правилам вырезывания. Чем активнее дети в процессе объяснения, тем осознаннее они выполняют задание.

Чтобы научиться вырезать и составлять сложные предметы, дети должны чётко выделять части предмета, определять их форму, устанавливать отношения по величине, пространственному расположению на плоскости листа бумаги, окраске. Широко используется фланелеграф, на котором выкладывают отдельные предметы сложного строения, передают движения, показывают варианты расположения композиции, используя готовые формы.

При освоении приёма симметричного вырезывания необходимо развивать у детей восприятие и аналитическое мышление, а именно умение расчленять предмет на две половины и вырезать. Для этого на первом таком занятии можно заранее нарисовать контур на согнутой пополам бумаге.

В подготовительной группе новым приёмом вырезывания является силуэтное вырезывание. При анализе натуры педагог обращает внимание на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнётся вырезание.

В данной группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали. Поскольку детям трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленной бумаги вырезают общую форму, а затем по краю формы выделяют детали. В некоторых случаях силуэт вырезают по заранее нарисованному контуру.

Более сложный приём вырезания – из бумаги, сложенной в несколько раз (при вырезании салфеток, снежинок, цветов). Педагог показывает, как следует сложить квадратный лист в несколько раз, как вырезать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра. В дальнейшем дети смогут использовать этот приём самостоятельно при декоративных работах.

Образец в этой группе используется не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы.

В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей – это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда остаётся строго определённой: сначала общий фон, затем предметы дальнего плана, среднего и переднего. Детям уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приёма, а выполнение задания проходит без образца.

Во всех возрастных группах проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах дети самостоятельно вырезают формы с учётом замысла и наклеивают их.


Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Выполнение аппликаций различными приемами вырезания из бумаги

(Методическое пособие)

Предлагаемое пособие содержит практический материал для занятий аппликацией с детьми младшего и среднего возраста. Представленные образцы способствуют развитию мелкой моторики, глазомера, ориентировки в пространстве; формируют навыки изготовления округлых форм и работы с моделями. Пособие снабжено большим количеством иллюстраций и цветных вкладок, призванных облегчить работу педагога по обучению детей аппликации.

Выполнил: Мухамедиев Ерсаин Исаинович, учитель изобразительного искусства и черчения, Восточно-Казахстанская область, город Семей

Аппликация – один из видов прикладного искусства.

Application – латинское слово, означает «прикладывание, накладывание». Для того чтобы сделать аппликацию, надо вырезанные из бумаги, ткани или других материалов элементы изображения приложить к основе из однотонной или цветной бумаги, картона, ткани.

Аппликации, сделанные из бумаги, были известны еще в Древней Греции (VI в. До н. э.). Позднее, в XVI -XVII в. появляются аппликации из ткани в Италии, Франции, Испании, Германии. Большое место аппликация занимает в искусстве народов Востока – Японии, Китая, Вьетнама.

Маска пекинской оперы, вырезанная из бумаги

Аппликация имеет много общего с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение также получается путем соединения отдельных частей на общем фоне.

Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условные формы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, не выделяются мелкие детали как по контуру, так и внутри его, что может быть передано в живописи и скульптуре. Ограничено в аппликации и цветовое решение. Не может быть передано все богатство цветов и оттенков, которые мы воспринимаем в окружающем, цвета в аппликации в основном передают локальную окраску предметов без постепенных переходов то одного цвета к другому. Для праздничного оформления аппликационный способ изображения очень удобный, он создает большой эстетический эффект лаконичность и яркостью форм.

Приемы вырезания из бумаги

В процессе выполнения аппликационных работ можно использовать несколько приемов вырезания: вырезание правильных геометрических форм, вырезание из бумаги, сложенной вдвое, вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, вырезание из бумаги, сложенной «гармошкой», Вырезание по частям, силуэтное вырезание, вырезание по контуру, обрывание краев бумаги.

1. Вырезание правильных геометрических форм. Геометрические формы используются в основном в декоративных работах, причем важно, чтобы все они сочетались друг с другом по размерам. Например, прямоугольник должен соответствовать или двум квадратам или половине большого квадрата; треугольник – квадрату, разделенному по диагонали; сторона ромба должна быть равна стороне квадрата. Округлые формы получаются из прямоугольных путем закругления углов. При этом должны сохраняться их размеры, диаметр круга должен быть равен стороне квадрата, из которого вырезается круг.

Рис. 1. Приемы вырезания из бумаги геометрических фигур

Здесь показано вырезание разных геометрических форм, прием складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур для узорных композиций. Так можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3x6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см - вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник - рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12-14).







2. Вырезание из бумаги, сложенной вдвое. Этот прием применяется при вырезании предметов симметричной формы: листьев, цветов, посуды (кувшины, вазы и др.). При вырезании фигур сложной формы этим же способом можно выбрать такое положение, при котором части будут расположены симметрично. Для фигуры человека это положение фас, для животного – спереди или сзади, бабочки, стрекозы – с распростертыми крыльями. Используя данный прием, необходимо соблюдать правильные пропорциональные соотношения по ширине предмета, так как, вырезая из бумаги, надо представить только половину предмета.





3. Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз. Этот прием дает возможность вырезать более сложные симметричные формы: все части расположены вокруг центра (салфетка, снежинка, ромашка, василек и др.).

Квадратный лист бумаги складывается по диагонали в три-четыре раза. Часть, приходящуюся на сгибе, надо вырезать вдвое, чтобы она соответствовала другим таким же по форме частям, вырезаемым без сгиба (вырезание ромашки, василька).

Существуют специальный прием складывания бумаги для вырезания предметов, имеющих пять частей, - звезда, лютик и др. Этот прием можно освоить по рисунку.



4. Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой. Этот прием используется, когда надо сделать несколько одинаковых форм и для вырезания гирлянд. При выполнении одинаковых форм бумага складывается по ширине так, чтобы согнутая часть соответствовала по ширине половине вырезаемой формы; сгибов должно быть столько, сколько требуется форм. При выполнении гирлянд формы должны остаться соединенными между собой. На местах сгибов и с одной и с другой стороны должны остаться неразрезанные места – перемычки, соединяющие всю гирлянду в единое целое. На сгибах с одной или с двух сторон вырезают изображения половины предмета.

  • 10. Особенности архитектуры как вида искусства.
  • 11. Дизайн. Его разновидности и основные средства.
  • 12. Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси
  • 13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы.
  • 14.Дидактические основы руковод-ства изо деятельностью детей.
  • 15.Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изо деятельностью.
  • 16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображений.
  • 1. Воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окруж. Действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
  • 4. Овладение техническими приемами работы с различными материалами.
  • 5. Ситимулировать активность, самостоятельность.
  • 6. Учить детей предварительному продумыванию содержания образа, способов выполнения.
  • 17. Характеристика методов и прие­мов обучения дошкольников изо.
  • 18. Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 19. Особенности детскогого изобразительного творчества.
  • 20. Этапы творческой изобразительной деятельности дошкольников
  • 4). Получение готового продукта деятельн-ти. Анализ результата.
  • 21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности.
  • 22. Педагогические условия формир-я изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
  • 23.Художественные особенности детского рисунка
  • 23.Художественные особенности детского рисунка
  • 24. Развитие у детей дошкольного возраста способностей к изобразительной деятельности.
  • 25.Художественная выразительность детского рисунка
  • 26 Пснхологнческие особенности детского рисунка.
  • 27. Периодизация развития детского рисунка.
  • 28. Обучение детей обобщенным способам изображения
  • 29.Содержание изодеятельности детей дошкольного возраста
  • 30. Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.
  • 31. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности
  • 10) Занятие - искусствоведческая беседа
  • 32. Виды детского рисования
  • 33. Лепка как вид изобразительной деятельности детей.
  • 34. Приемы и способы лепки
  • 35. Виды аппликации в д/с.
  • 36.Способы и приемы вырезания
  • 37. Виды конструирования в доу. Основные способы создания творческих работ из разных материалов.
  • 38. Типы конструктивных занятий с детьми дошкольного возраста
  • 39. Изобразительная деятельность детей вне занятий.
  • 40. Эстетическое восприятие детьми произведений изобразительного искусства(живопись, скульптура, графика, дпи).
  • 41. Диагностика выразительности детского рисунка (смотр.
  • 43. Задачи и содержание декоративной деятельности детей дошкольного возраста.
  • 44. Методика руководства декоративной деятельностью детей младшего дошкольного возраста
  • 45. Методика руководства декоративной деятельностью детей среднего дошкольного возраста
  • 46. Методика руководства декоративной деятельностью детей старшего дошкольного возраста
  • 47. Методика проведения занятий по собственному замыслу детей.
  • 48. Методика проведения занятий рисования (лепкой с
  • 49. Методика обучения детей способам и приемам лепки
  • 51. Методические особенности руководства лепкой в младшей
  • 52. Методические особенности руководства лепкой в средней
  • 53. Методические особенности руководства лепкой в старшей
  • 54.Методические особенности руко­водства рисованием в
  • 55.Методические особенности руко­водства рисованием в
  • 56.Методические особенности руко­водства рисованием в
  • 57. Методика формирования технических навыков рисования.
  • 58 Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезывания и создание апликаций. ????
  • 58. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезывания и создание апликаций.
  • 59. 60. 61. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах.
  • 62. Методика проведения разных видов занятий по изобразительной деятельности. ????
  • 63. Основные требования к показу способов изображения
  • 65.66.67.Методические особенности прове­дения занятий по конструированию.
  • 68. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.
  • 69. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой.
  • 70 . Ознакомление с разными видами дпи.
  • 71. Методика проведения комплексных и интегрированных занятий по изобразительной деятельности.
  • 72.Развитие воображения у детей в процессе изобразительной деятельности.
  • 72.Развитие воображения у детей в процессе изобразительной деятельности. Упражнения.
  • 73. Методика формирования у дошкольников графических умений.
  • 76. Ознакомление детей дошкольного возраста с несложными художествен­ными техниками.
  • 78.Наглядные методы обучения дошкольников изо деятельности.
  • 4.Показ
  • 79. Методическая работа по руководству изобразительной деятельностью детей в учреждении дошкольного образования.
  • 79. Методическая работа по руководству изобразительной деятельностью детей в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Планирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
  • 80. Планирование изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
  • 36.Способы и приемы вырезания

    Вырезание деталей изображения

      Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. При вырезании надо стараться не защипывать бумагу. (Чаще всего это бывает от тупых ножниц.) Прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами. Отрезая бумагу по прямой линии, опустить ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх. При вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а левой рукой бумага направляется по намеченным линиям изображения. Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следует вырезать небольшими ножницами.

      Для того чтобы прорезать отверстие в бумаге, нужно сначала проколоть острым концом ножниц небольшое отверстие, а затем уже вырезать нужное изображение. Сделать это можно и по-другому: сначала надрезают бумагу, а затем вырезают серединку. После наклеивания линия надреза не будет видна.

    Вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги.

      К симметричным формам можно отнести листья, цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды, силуэты бабочек, ваз, посуды, платьев и т. д. В начале целесообразно выполнить несколько заданий, в которых предусмотрена передача отдельных изображений, имеющих симметричное строение, из одноцветной бумаги.Такие изображения будут носить силуэтный характер. Несмотря на это, они дают представление о способе изобразительной техники, развивают умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, близких по форме, правильно определять на глаз пропорции.

    Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз .

    Из бумаги, сложенной в несколько раз, или, как условно называют, гармошкой, получаются интересные и полезные вырезки. Их можно использовать как украшения помещений детского сада, костюмов. Прием вырезания из бумаги, сложенной в несколько раз, используют, когда надо получить много одинаковых изображений, например для разных орнаментов, наглядных пособий, дидактических игр, атрибутов к подвижным или творческим играм.

    Вырезание из изображения части и подклеивание под нее подкладки.

    Этот прием вырезания придаст аппликации выразительность и живописность. Делают это следующим образом. Готовят форму какого-либо изображения (цветка, листочка, вазы и т. п.), из этой формы вырезают определенную частичку и подклеивают под нее подкладку, таким образом, подчеркивают форму самого изображения.

    Методы и приемы (по возрастным группам).

    Младшая группа. При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии . В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении формы, цвета предметов. При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета , когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. На занятии воспитатель должен организовать непосредственное восприятие игрушки, предмета. Дети рассматривают предмет, определяют форму его частей, величину, цвет, уточняют строение. Воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание на те или иные качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест. Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать. Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Процесс наклеивания состоит из нескольких последовательных этапов , которые дети должны усвоить: правильно держать кисть в правой руке и брать достаточное количество клея, класть каждый элемент на клеенку вверх нецветной стороной, хорошо смазывать клеем всю поверхность и, положив кисть на подставку, осторожно перевернуть смазанный элемент, положить в определенное место на листе бумаги клеем вниз, прикрыть сверху салфеткой, прижать ладонью, промокнуть лишний клей. На последующих занятиях вместо воспитателя осуществлять показ приемов наклеивания может ребенок, вызванный к мольберту. Это повышает интерес детей к этапам работы и к качеству се выполнения, способствует активному усвоению приемов. В тех случаях, когда большинство детей усвоило приемы наклеивания, целесообразно опускать наглядный показ, заменив его словесным напоминанием или, что еще лучше, вопросом к детям.В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

    Средняя группа

    Одним из ведущих методов обучения на занятии является информационно-рецептивный, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения. Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезывать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большой бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей - маленькую).

    В средней группе впервые вводится вырезывание . Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы ножницами, используя показ приемов вырезывания (информационно-рецептивный метод).

    Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезывать овал с серединки маленькой стороны прямоугольника, буду плавно закруглять уголок до середины большой его стороны, так, чтобы уголок отпал...» В ряде случаев эффективным оказывается репродуктивный метод - упражнение в том или ином способе. Например, после показа педагога можно предложить всем детям правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвия. .

    Старшая группа

    На занятиях важное место отводится восприятию и анализу предметов. Но если в предыдущей группе воспитатель активизировал детей вопросами, то теперь необходимо предоставлять больше самостоятельности самим детям. К использованию образов в старшей группе воспитатель прибегает в отдельных случаях, когда нужно показать детям конечный результат новой, сложной работы. Можно использовать вариативные образцы. Демонстрировать приемы вырезывания на каждом занятии не следует. Необходимо чаще опираться на самих детей, привлекая некоторых из них к показу наиболее трудных моментов работы, к объяснению того, как нужно выполнить аппликацию, какой использовать прием вырезывания. В тех случаях, когда вводится новый прием вырезывания, показ этапов и способов работы осуществляется самим воспитателем. Работая с детьми шестого года жизни, воспитатель должен чаще задавать им вопросы не только о том, как вырезать предмет той или иной формы, но и получить выразительную аппликацию: найти удачную композицию, передать несложное движение путем изменения положения отдельных частей, подобрать подходящую бумагу. Нужно чаще давать детям возможность самим выбрать цвет бумаги, предоставляя в их пользование больше вариантов. Воспитатель использует словесные методы обучения , так как дети имеют уже достаточный опыт изготовления аппликаций. Помимо вопросов, указаний и напоминаний, воспитатель применяет советы, направленные на развитие творческой активности детей. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие возможности, развивает самостоятельность. Не торопясь с подсказкой, педагог старается косвенно подвести ребенка к правильному решению.

    Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с использованием аппликационных работ

    Автор: Ирина Владимировна Карпизенкова, воспитатель детей дошкольного возраста.
    Место работы: МБ ДОУ "Детский сад № 102"

    Описание материала: Данная методическая разработка предназначена для воспитателей детских садов разных возрастных групп.

    Методическая разработка для воспитателей детских садов - Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с использованием аппликационных работ.

    Цель методической разработки: изучение методов и приемов обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с использованием аппликационных работ.
    Задачи:
    1. Выявить методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    2. Описать виды и техники аппликационных работ для детей старшего дошкольного возраста.
    1.Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
    Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную
    деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
    Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
    Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядные, словесные, практические. Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала.
    В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец воспитателя, показ воспитателя.
    Словесный метод включает в себя: беседу, рассказ, искусствоведческий рассказ, использование образцов педагога, художественное слово.
    Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
    Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
    Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
    Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить, и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.
    Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладение сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы.
    В старшем дошкольном возрасте используют наглядно-действенные, наглядные и словесные приемы. Каждый из них может выступать в непосредственной образовательной деятельности и как основной, и как дополнительный. Так, в непосредственной образовательной деятельности по рисованию с натуры могут в равной мере использоваться и обследование предмета, и пояснение последовательности действий, и показ способа изображения. Вместе с тем на занятии того же типа обследование предмета может быть основным приемом, а дополнительным - служить пояснение (без показа) приемов и способов рисования.
    Наглядно-действенный прием - обследование предмета. Ребенок берет предмет в руки или ставит перед собой. Педагог с помощью вопросов руководит обследованием: какая фигурка или предмет (высокий или низкий, широкий или узкий) и почему? Какая самая высокая часть предмета? самая нижняя? Что толще - низ или верх? Для чего предмету характерные детали (ручка, носик у чайника и др.)? На какую форму похожа самая крупная часть? Как ее можно нарисовать? В заключение обследуется фактура предмета (пушистый, колючий) и определяется характеристика образа (смешной, добрый);
    Наглядные приемы включают:
    а) рассматривание предмета можно проводить как в непосредственной образовательной деятельности, так и вне ее (если детям предстоит рисовать по представлению). При этом внимание ребенка обращают на многообразие форм при наличии общих, типичных качеств (колеса у наземного транспорта, крылья и винты у воздушного и др.);
    б) рассматривание иллюстраций с вариантами изображения предмета организуется вне непосредственной образовательной деятельности, как подготовка к изобразительной деятельности по представлению. Внимание детей привлекают к многообразию способов изображения одного и того же предмета, отмечают сходство и различие между разными вариантами, уточняют характерные особенности предмета;
    в) показ воспитателем способов изображения характерной формы, характерных деталей, а также различных способов действия (закрашивания красками, карандашами, углем) (затем он свой рисунок убирает);
    г) рассматривание и оценка детских готовых работ организуются в конце непосредственной образовательной деятельности или во вне учебное время. В работах детей с натуры детям предлагают найти сходство изображения с предметом и рассказать, какими средствами оно достигнуто: подбором сочетания цветов; с помощью линий, штрихов, мазков, подчеркивающих форму и характерные детали; посредством динамичности в изображении частей предмета; композицией.
    В старшем дошкольном возрасте у детей начинает формироваться самооценка в отношении продукта своего творчества, закладывается критическое отношение к себе. Если раньше при рассматривании результатов работы всех детей на занятии каждый ребенок называл лучшим свой собственный рисунок, то в возрасте 6-7 лет дети начинают более критично относиться к продуктам собственной художественной деятельности. Перед началом работы дети начинают оценивать свои силы. Порой появляется страх: «я это не смогу», «я не умею» и т.п. В данном случае на помощь детям должен тактично, не вмешиваясь в работу и не навязывая собственного мнения, прийти воспитатель, показав некоторые возможные пути решения проблемы, предложив изобрести детям свои собственные. Таким образом, показ воспитателем способов и приемов работы, дает детям отправную точку опоры для дальнейшей работы, снимает так называемую боязнь чистого листа.
    Оценивая рисунок по представлению, необходимо отметить, какой способ изображения выбрал ребенок, наличие характерных черт и качеств.
    Особо следует подчеркнуть то новое, свое, что сумел привнести ребенок в изображение, и то, какие изобразительные средства он использовал (форма, пропорции, композиция, цвет и др.).
    Рассматривание и оценку работ желательно проводить в воображаемой ситуации, в процессе обыгрывания детских работ.
    Назовем особенности использования словесных приемов:
    а) объяснением сопровождается каждый прием обучения. В него включают постановку цели, мотива, задач предстоящей деятельности. Объяснение должно быть кратким (2-3 мин);
    б) после объяснения проводится беседа для уточнения представлений детей об объекте или явлении. Вопросы для беседы педагог разрабатывает заранее и записывает в плане – непосредственной образовательной деятельности. Они должны побуждать детей к размышлению;
    в) советы адресуются не только к памяти ребенка («Вспомни...»), но и могут носить проблемный характер («Подумай...»);
    г) указания (прямые) направлены на улучшение качества наблюдения и процесса изображения;
    д) художественное слово уместно на любом занятии, так как оно способствует созданию соответствующего настроения, уточнению представлений об образе предмета.
    Выбор тех или иных методов и приемов зависит: от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности; от возраста детей и их развития; от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
    В непосредственной образовательной деятельности, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
    В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
    Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
    Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
    Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
    2.Виды и техники аппликационных работ для детей старшего дошкольного возраста
    Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
    Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.
    В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
    Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).
    Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
    В отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл ребенка - клеить и вырезать - играть, а не изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полу готовая игрушка.
    «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено постоянное усложнение способов изображения и технических приемов, которыми дети должны овладевать в течение всего дошкольного детства. В обучении аппликации решаются следующие задачи:
    - составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;
    - составлять изображения предмета из отдельных частей; изображать сюжет;
    - овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой приклеивания, пришивания;
    - формировать чувства цвета и их оттенки, овладевать умениями, составлять гармоничные цветовые сочетания;
    - формировать чувство формы, пропорций, композиции.
    Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

    Создание аппликации - это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.
    Дети пяти-шести лет способны овладеть довольно большим объемом умений и навыков по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций.
    Технические приемы, которыми должен овладеть старший дошкольник, определены в программе очень четко:
    - приемы вырезывания (прямолинейное и криволинейное);
    -способы вырезывания (симметричное, парносимметричное, силуэтное);
    - способ обрывания;
    - способ создания полуобъемной аппликации.
    Могут комбинировать технику. Дети осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивания их к ткани. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.
    Старшие воспитанники знакомятся с техникой флористики, осваивают технику коллажа.
    Основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.
    Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
    В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции.
    Симметричное вырезание - для детей старшего дошкольного возраста предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.
    Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.
    Что же такое симметрия и каковы ее основные типы? С понятием симметрии связывается определенный порядок, характеризующийся принципом не только целесообразности, но и эстетической значимости внешнего облика предмета во взаимодействии с другими предметами. Следовательно, симметрия как одно из условий красоты предметов и образов означает гармонию, соразмерность расположения частей относительно оси или плоскости симметрии. Эти части находятся от оси на одинаковом расстоянии и представляют определенное единство. В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов. Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур. Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен). Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда). Наличие цветной бумаги, ее тоновые различия дают возможность детям передавать в аппликациях образы таких распространенных в природе растений, как тюльпаны, колокольчики, ирисы, лилии. Каждый из этих видов, в свою очередь, характеризуется цветовым многообразием. Поэтому при выполнении аппликаций детям необходимо представлять возможность выбирать цвет бумаги, комбинировать ее в разных вариантах, повышая декоративность, индивидуальность, выразительность силуэтов.
    Силуэтное вырезание - наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.
    Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания. Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.
    В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно. В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от туловища к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки - с другой (молочник, кофейник, чайник). Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты.
    В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха. Воспитатель подчеркивает: аппликация выполняется без ножниц, одними пальцами рук. Левая рука держит бумажную заготовку, правая - большим и указательным пальцами обрывает бумагу по задуманной линии.
    Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

    Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

    Похожие записи:

    Екатерина Агапова Самообразование «Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных техник аппликации» Введение. Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией , дети приобретают ряд практических умен...
    Аппликация из цветной бумаги «Золотая рыбка». Мастер-класс с пошаговым фото. Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область КазахстанОписание: Рыбку из цветной бумаги можно ...
    Лариса Савчук Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности . В новом учебном году мы со своими воспитанниками переехали в новую группу и так, как это произошло только 10 сентября и учебный го...