Чему учить 4 летнего ребенка. Непослушание ребенка в возрасте четырех лет

27 минут на чтение

Физическое развитие . Показателями нормы для ребёнка 4 лет является: рост - до 112 см, вес - до 20 кг. Если вес и рост ребёнка значительно больше, чем показатели нормы, возможно, всему виной генетическая предрасположенность или неправильное питание. Если рост ребенка резко отклонен от нормы, ему необходимо пройти консультацию и дополнительное обследование у эндокринолога. Если масса тела ребенка значительно превышает (или же меньше) нормы, ему стоит регулярно наблюдаться у педиатра. Однако причинами таких отклонений могут быть не только неправильный обмен веществ либо нарушенный гормональный фон, но и несбалансированное питание, недостаточная физическая активность.

Навыки и умения . К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тысяч слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно .

В 4 года дети пытаются помогать родителям по дому: выкладывать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным. В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, так как дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Полезным тренингом для детской памяти будет , которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры.

Если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем. Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с ребенком: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А, также, привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек; прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • опускаться/подниматься по лестнице, равномерно переставляя ноги.
  • при подъеме/спуске по лестнице можно вместе с ребенком считать ступеньки, - это поможет малышу лучше запомнить цифры;
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая последний к груди;
  • бегать, с минимальным количеством падений.
  • самостоятельно есть;
  • одеваться/раздеваться;
  • расчесываться;
  • складывать свои вещи;
  • застегивать молнию, развязывать шнурки;
  • мыть руки с мылом, вытирать их полотенцем;
  • чистить зубы.

В этом возрасте, для лучшего освоения окружающего мира и развитию необходимого комплекса умений, ребенка можно попробовать сводить в театр, либо цирк. Не стоит выбирать в первый раз места в первых рядах, - ребенок может испугаться и в дальнейшем откажется посещать мероприятия такого рода. Полезными для общего развития будут также экскурсии по достопримечательностям родного города (музеи под открытым небом, парки, скверики).

Интеллектуальное развитие . Ваш четырехлетний малыш уже умеет:

  • отличать левую и правую стороны, верх и низ;
  • распознавать отличие между величинами (маленький/большой, один/много);
  • распознавать 7 основных цветов;
  • уметь считать от 0 до 9;
  • знать основные геометрические фигуры, и уметь распознавать их (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • уметь складывать конструкторы, пазлы (для соответствующих возрастов);
  • пересказывать услышанные тексты (сказки, статьи из детских журналов);
  • описывать увиденную картинку 2-3 предложениями;
  • знать основные профессии (доктор, учитель, строитель), и что выполняют люди той или иной профессии (учитель учит, доктор лечит);
  • различать виды домашних животных, называть детенышей каждого вида;
  • знать название деревьев, которые растут в районе проживания ребенка;
  • несколько видов цветов;
  • знать свою фамилию, имя, возраст, имена родителей, бабушки и дедушки, город, в котором проживает ребенок.

Психологические особенности . Психика четырехлетнего ребенка уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть - то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы. Папы и мамы, понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят - и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного: «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Сейчас совместные занятия важны, как никогда.


У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите - строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

Нормальное развитие иммунной системы предполагает наличие простудных заболеваний у ребёнка до 5 раз в год. Именно болезни стимулируют развитие иммунитета.

Причинами ослабленного иммунитета являются:

  • Искусственное вскармливание. Грудное молоко способно обеспечить крепкий иммунитет.
  • Чрезмерная опека, выражающаяся в создании стерильных условий существования с рождения.
  • Несбалансированное питание.
  • Психоэмоциональная нестабильность ребёнка. Семейные ссоры, конфликты в школе, новая обстановка отражаются на детском здоровье.
  • Переутомления, вызванные повышенными нагрузками.
  • Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
  • Регулярный длительный просмотр телевизора и увлечённость компьютерными играми.
  • Аллергия.

Симптомами пониженного иммунитета будут следующие признаки:

  • Неспокойный сон, раздражительность, апатичность.
  • Аллергические проявления на теле.
  • Снижение аппетита.
  • Частые нарушения стула.
  • Длительность восстановления после заболеваний.

Как поднять иммунитет ребёнку в 4 года?

Признаки ослабленного иммунитета - не повод заниматься самолечением. Доверьте заботу об иммунитете своего малыша специалисту. Назначение комплексных лечебных мер показано только после проведения необходимых исследований. Врач назначит поливитамины для детей от 4 лет, а также ознакомит с обязательными факторами, которые помогут восстановить иммунную систему.

Как поднять иммунитет четырёхлетнему ребёнку без приёма медикаментов? Этому способствует соблюдение представленных правил:

  • Правильный рацион питания.
  • Оптимальный режим дня.
  • Соблюдение личной гигиены.
  • Своевременное лечение зубов и глистных инвазий.
  • Закаливание
  • Профилактика сезонных заболеваний.

Необходимо растущему организму. Детское меню должно быть разнообразным и питательным. Для иммунитета четырёхлетнего ребёнка нужны витамины и минералы. Значительного эффекта можно достичь, принимая пробиотики. Профилактика сезонных заболеваний является обязательной и заключается в простых правилах:

  • Регулярное пребывание на свежем воздухе. Длительность прогулок должна быть не менее двух часов.
  • Проветривание детской комнаты, влажная уборка и соблюдение чистоты.
  • Соблюдение питьевого режима. Ребёнок должен получать обильное питьё постоянно.
  • Соблюдение режима отдыха и труда. Сон ребёнка должен составлять не менее 9 часов в сутки.
  • Эмоциональная обстановка в семье. Ребёнок должен чувствовать родительскую любовь и внимание.
  • Профилактические мероприятия также включают вакцинацию, которая является необходимой защитой ребёнка.

Мама

Не забывайте о собственном здоровье. Профилактические посещения гинеколога - это очень важно. В каком состоянии ваши волосы и зубы? Может, пора пройти витаминный курс?

Если , то трудитесь уже год. Иногда именно в этот период мамы задумываются о рождении второго ребенка. Советуем вам проконсультироваться с гинекологом и сдать все необходимые анализы - чтобы к моменту зачатия быть уверенной в состоянии своего здоровья.

В жизни каждой мамы бывают моменты, когда она устает от бытовых забот, от работы, от всего… Обсуждайте с мужем эти вопросы - не таите в себе. Поэтому, для семейного благополучия очень важно, чтобы вы отдыхали. Хотя бы раз месяц могли посвящать исключительно себе, чтобы посетить салон красоты, пойти в театр, в кафе с подругой. И папе полезно побыть вместе с ребенком.

Совместные будни

Если ребенок не ходит на дополнительные развивающие занятия, занимайтесь гимнастикой, играйте на улице в подвижные игры - бегайте, меняя ритм бега с быстрого на медленный и наоборот, прыгайте на дальность, предлагайте ребенку сделать «ласточку» - пусть он стоит на одной ноге 10-20 секунд, а вы придерживайте его за руки..

В этом возрасте детский интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью». В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики - они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.


Учитесь вместе! Изучайте буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период - между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении - он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Полезными будут занятия на развитие логики - выделять из группы предметов на карточках лишние, группировать карточки по смыслу или общему признаку. Также эффективны загадки, лабиринты, картинки, где нужно найти сходства и различия, пазлы. Будут полезны книги и журналы, в которых есть игры на ассоциации, где нужно рассказать - кто или что похожи друг на друга, составить по картинке сказку или рассказ, ставить логические цепочки.

Хороши игры и - вместе с ребенком составляйте по памяти картинку из карточек, которую вы предварительно ему показали. Полезно решать с ребенком ребусы, головоломки, задавать вопросы по прочитанным сказкам или недавно происшедшим событиям.


Весьма полезным занятием для детей в этом возрасте будет лепка из пластилина. Это развитие творчества, мелкой моторики, воображения. Лепите пластилиновые фигурки, соединяйте пластилин с другими материалами - крупами, фасолью, бусинками. Это формирует усидчивость, воображение и активно тренирует пальцы рук, тесно связанные с речевыми центрами.

Малыш уже не тот пухленький карапузик, он активно растет и вытягивается. Не надо усиленно кормить, лучше направьте свою энергию на занятия спортом - это полезно для развития мускулов и общего повышения иммунитета.

Обследование ребёнка в 4 года - процедура необходимая. Ведь ранняя диагностика нарушений развития очень важна. Остановить прогрессирование болезни и начать лечение возможно лишь при своевременном её выявлении. Помните, что развитие - процесс непостоянный, он подвержен ускорению и замедлению в определённые временные периоды. Плановый осмотр ребёнка в 4 года даёт возможность исследовать: развитие речи, моторику, состояние органов, параметры тела, показатели давления.

В этом возрасте ваш малыш способен задать за день около 400 вопросов. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными - на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.


Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду.

В четырехлетнем возрасте многие дети с удовольствием выступают перед окружающими с разными стихами и сценками, поэтому помогайте ребенку развивать свои артистические навыки и чувствовать себя на сцене естественно, но не настаивайте, если ему это не нравится.

Родители, в стремлении научить ребенка новому помните, что в таком возрасте нельзя перезагружать мозг ребенка. Обратите внимание и на то, что ругать за погрешности в обучении нельзя. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Список дел

  • Посетите логопеда. Если ваш ребенок нечетко произносит те или иные звуки, обратитесь за консультацией к логопеду. И если специалист подтвердит ваши предположения - есть время поставить все проблемные звуки.
  • Ежеквартально посещайте детского стоматолога. В детском возрасте детские зубки могут разрушаться очень быстро. Поэтому стоматологи рекомендуют довольно частые профилактические осмотры - 4 раза в год (ежеквартально).
  • Следите за детской осанкой. Проблемы с осанкой возникают иногда неожиданно для родителей - дети попросту копируют своих друзей по саду, к примеру. Поэтому, если вы заметите что-то неладное с осанкой, ребенок стал сутулиться, к примеру, - не откладывайте визит к детскому ортопеду.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию (на занятия иностранным языком, в творческие группы). Разнообразьте детский досуг. Выберите то, что близко ребенку: спорт, иностранный язык, хобби, связанное с творчеством.

Вашему ребенку 4 года, и к этому возрасту он уже многое знает и умеет? Словарный запас малыша пополнился, и он не перестает задавать вопросы? Не удивительно, ведь 4 года - это возраст «почемучки». Ваша кроха любит фантазировать и стремится во всем быть самостоятельным. Однако, все дети разные. Кто-то развивается намного быстрее своих ровесников, а кто-то немного отстает. Конечно, развитие ребенка во многом зависит от его родителей и от того, сколько времени они уделяют общению со своим малышом: занятиям, играм и т. д. Но многое зависит и от характера и темперамента самого ребенка. Итак, Вашему чаду 4 года. Ребенок, что умеет уже делать? Что знает? Давайте рассмотри основные моменты развития вашего малыша.

Особенности развития детей 4 лет

  • Особенности физического развития. Дети становятся более независимыми, начинают самостоятельно одеваться и более эффективно используют предметы.
  • Особенности социального развития. В 4 года малыш очень любознателен. Ему нравятся новые люди и впечатления. Малыши начинают более тесно контактировать со своими сверстниками, осознают значение дружбы. Однако, если сегодня ваш ребенок назвал кого-то своим другом, то завтра он может без всякой причины перестать общаться с тем же ребенком.
  • Особенности эмоционального развития. Дети в этом возрасте очень эмоциональны и темпераментны. Ваш малыш может быть абсолютно счастлив в одну минуту, и совершенно несчастным в следующую.
  • Особенности интеллектуального развития. В этом возрасте ребенок уже хорошо понимает и использует такие понятия и слова как: «над», «под», «ниже», «выше». Может хорошо формулировать свои устные выступления. Начинает проявляться интерес к чтению.

Развитие ребенка в 4 года

Рассмотрим некоторые навыки и умения, которые уже под силу вашему малышу. Итак, основные физические особенности детей 4 лет:

  • Малыш способен пробежать 10-20 метров в быстром темпе. В течение 50-60 секунд может бегать без остановки.
  • Стоя на месте, может энергично подпрыгивать.
  • Умеет скакать на одной ноге несколько раз.
  • Способен прыгать с высоты 15-20 см.
  • Легко лазит по гимнастической стенке.
  • Может пройти по гимнастической скамейке или доске, лежащей на полу.
  • Способен простоять на одной ноге пару секунд.
  • Умеет хорошо бросать мяч и уверенно его ловить.
  • Может прокатывать мяч между предметами, так, чтобы их не задеть.
  • Способен попадать мячом в предметы на расстоянии 1 - 1.5 м.
  • Умеет сам умываться и почти самостоятельно ходить в туалет.
  • Знает и умеет пользоваться ножницами.
  • Практически сам одевается.

Развитие речи детей 4 лет

В 4 года малыши уже обычно хорошо ориентируются, знают и способны повторить:

  • Как мяукает кошка, лает собака, мычит корова, кукарекает петух, хрюшка хрюкает и т. д.
  • Способны рассказать, что умеют делать перечисленные животные (т.е. знают, что рыба плавает, заяц прыгает, змея ползает, человек ходит).
  • Видя предмет или картинку, могут составить и рассказать небольшой рассказ, состоящий из 3-4 предложений.
  • Хорошо произносят все гласные и согласные звуки (кроме сонорных и шипящих)
  • Умеют согласовывать слова в падеже, роде, числе.
  • Понимают значения обобщающих слов: транспорт, игрушки, мебель, одежда, обувь.
  • Могут ответить на простые вопросы, касающиеся недавних событий. Где ты сегодня был? Кого вы встретили по дороге домой? Что бабушка покупала в магазине?
  • Малыш должен уметь поддержать беседу, отвечать на вопросы и уметь их задавать.
  • Ребенок должен уметь пересказать услышанную сказку, рассказ. Знать наизусть несколько стихотворений или потешек.

Обычно в этом возрасте дети используют в своей речи около 1000 слов. Фразы строятся не менее чем из 6-8 слов. Речь ребенка должны понимать не только родители, но и посторонние люди.

Знания про окружающий мир

Ваш малыш должен знать и уметь:

  • Должен назвать свою фамилию и имя, знать имена папы, мамы, дедушки, бабушки.
  • Говорить, сколько ему лет
  • Знать название города, в котором он живет и свой домашний адрес.
  • Разбираться и говорить в какое время года летают бабочки и растут цветы, когда можно лепить снеговика, когда тает снег и когда все листья на деревьях желтеют и опадают.
  • Знать названия двух-трех деревьев и нескольких растений.
  • Должен различать и уметь назвать знакомые бытовые предметы, знать их назначение, размер, форму и цвет.
  • Должен знать названия погодных явлений и различать их.
  • Должен знать названия нескольких профессий.
  • Различать на вкус два-три вида фруктов и овощей.

В этой статье:

Часто от родителей ребёнка 4 лет можно услышать о том, что кроха не слушается, вообще не реагирует на запреты и уговоры, старается сделать всё назло, наблюдая за реакцией окружающих его как близких, так и посторонних людей. Почему дети себя ведут подобным образом, а главное, что делать, когда поведение малыша выходит за всякие рамки норм и приличия?

Изначально родителям четырёхлеток нужно смириться с тем, что дети в этом возрасте переживают особый период, во время которого им свойственны некоторые особенности поведения.

Когда малыш не слушается, он вовсе не желает навредить близким людям и не ставит себе цель заставить их потерять терпение. Просто именно в возрасте 4 лет у детей наступает период протестов, на фоне которых происходит первое становление самостоятельной, отдельной от взрослых личности.

Некоторые отклонения в поведении малышей этого возраста можно предугадать и даже при желании сгладить, если, заранее подготовившись к этому этапу их взросления, избегать конфликтов, стрессов и непонимания в критические моменты. Как это сделать? Об этом ниже.

Главные причины плохого поведения

Как уже было сказано выше, у ребёнка в 4 года, который не слушается, нет задачи специально вывести

из себя родителей. Просто в это время определённые события, вещи и действия вызывают у него бурю протестов и негодования.

Чтобы сгладить острые углы в поведении ребёнка, родители должны понять, о каких конкретно вещах, событиях и действиях в каждом отдельном случае идёт речь. Важно проникнуться настроением крохи и постараться его понять, сохраняя спокойствие и уравновешенность.

Определённое воздействие на малыша (ни в коем случае не физическое) действительно может быть применено в случае, когда даже после детального разбора ситуации он всё ещё не слушается, игнорируя все попытки найти компромисс.

Рассмотрим такой вариант поведения младшего дошкольника в 4 года:

Глеб, ты разбросал игрушки, потому что разозлился?

Почему ты разозлился?

Как только получится угадать причину негодования малыша, стоит попробовать сгладить ситуацию, предложив ему достойное решение проблемы.

Например, разозлило кроху то, что во время прогулки ему не купили новый мяч, поэтому по приходу домой он намеренно разбросал все игрушки. Когда у мамы или папы получится это понять, они могут терпеливо объяснить ребёнку, что купить мяч не вышло, потому что с собой не было денег, но на выходных, когда появится такая возможность, покупка обязательно состоится.

В 9 случаях из 10 ребёнок 4 лет в такой ситуации, убедившись в том, что его понимают, перестаёт делать всё назло и идёт на контакт.

О роли запретов

В большинстве случаев дети 4 лет не слушаются родителей по причине неправильного формирования последними запретов. В этом возрасте очень важно напоминать малышам, что им можно делать, а что нельзя, причём напоминать спокойно и терпеливо, не забывая о том, что малыши только учатся жить по новым для них правилам.

Ключевыми на этом этапе являются слова «нельзя» и «можно». Именно они позволяют малышам быстрее усвоить нормы поведения.
При этом нужно понимать, что слово «нельзя» нужно использовать только по делу, не злоупотребляя запретами в случаях, когда можно их избежать. Слишком частые запреты будут препятствовать нормальному процессу развития ребёнка 4 лет.

Что касается формулировки запретов, то они должны быть краткими и безапелляционными:

  • нельзя вырывать руку у мамы во время перехода проезжей части - это опасно;
  • нельзя обижать животных - им больно и страшно;
  • нельзя обижать детей - им больно и неприятно;
  • нельзя бросать посуду на пол - можно порезаться и т.д.

Список запретов может пополняться в зависимости от ситуации; с ним должны быть знакомы и соблюдать его все члены семьи, а также (по возможности) лица, контактирующие с малышом.

Как решить проблему непослушания

Что же делать, если ребёнок в 4 года не слушается, балуется, обижает других
детей и животных, старается всё делать наперекор? Есть универсальные рекомендации для родителей непослушных четырёхлеток, которые можно взять себе на заметку:

  • Объясните малышу, что он ведёт себя неправильно, и дайте ему возможность самостоятельно изменить манеру поведения.
  • Напомните ребёнку о том, что непослушание повлечет за собой наказание. Речь идёт не о физическом воздействии, а о лишении маленького нарушителя ожидаемых удовольствий (мультика, похода в любимый парк, сладостей и прочего).
  • Если малыш продолжает гнуть свою линию, стоит не только напомнить о наказании, но и постараться привести его в действие, обязательно сохраняя последовательность и не отступая от сказанного.
  • Не жалейте шкодника, даже если он будет делать для этого всё возможное. Отступление от правил только усложнит жизнь и малышу, и взрослым.

Детские психологи настаивают на том, что непослушание малыша нужно научиться игнорировать, таким образом показывая свое отношение к такому поведению.

Причём речь идёт об игнорировании плохих поступков, но никак не самого ребёнка, который в возрасте 4 лет нуждается в особой заботе и понимании.

Кроме того, специалисты по работе с дошкольниками утверждают, что часто родители требуют послушания от малышей по привычке, то есть лишь потому, что когда-то его от них требовали. На деле для них не так важно, чтобы ребёнок был идеально послушным в той или иной ситуации, а значит, как минимум половину запретов они могут, проанализировав ситуацию, свести на нет.

Основные причины непослушания

Психологи утверждают, что чаще всего основной причиной плохого поведения детей в 4 года являются ошибки, которые позволяют себе родители. Протесты у ребёнка, который сознательно не слушается и делает всё назло, чаще всего вызывают следующие моменты:



Справиться с истериками и постоянным непослушанием малыша можно путём регулярного общения с ним, взаимопонимания, заботы и ласки. Также в отдельных случаях имеет смысл применить наказание. О видах наказаний ниже.

Как наказывать малыша

Сразу отметим, что категорически стоит избегать соблазна применить по отношению к ребёнку в возрасте 4 лет физическое воздействие. Даже лёгкое шлёпанье по попе, по губам или по рукам может иметь негативные последствия для становления крохи как личности.

Особенно стоит быть осторожными в порыве гнева, когда шлёпанье может выйти из-под контроля и перейти в серьезную потасовку, способную нанести ощутимый вред не только психологическому, но и физическому здоровью крохи. Нужно помнить о том, что ни один поступок ребёнка по степени тяжести не может быть настолько серьезным, чтобы повлечь за собой телесные наказания.

Гораздо более эффективный вариант наказания в 4 года - временная изоляция. Специалисты рекомендуют использовать метод непродолжительной изоляции ребёнка, который не желает слушаться. Например, кроху можно на время отвести в комнату и оставить его там одного, посадить на стул и запретить его покидать, в особых случаях - использовать всем известный с детства «угол».

Главное условие метода заключается в том, чтобы малыш, «отбывая» наказание, понимал, за что его изолировали, на какое время и что он должен сделать в этот период (осознать поступок и раскаяться). Такое наказание производит ощутимый эффект, а самое главное - не причиняет ребёнку психологического и физического вреда.

Один из вариантов воздействия на ребёнка в возрасте 4 лет, который не хочет слушаться, не слышит и не понимает родителей, - это отказ ему в удовольствиях. Почему? Да потому, что обычно малыши чётко

усваивают, что плохое поведение повлечёт за собой некоторые лишения, и понимание этого может сдерживать их от непослушания в будущем.

Ещё один вариант решения проблемы непослушания детей - привлечение их к выполнению какой-либо посильной для них работы. Это может быть уборка во дворе или в детской комнате, выгул домашнего животного и пр. Такой метод использовать стоит как можно реже, так как трудовая терапия может воспитать в малыше неправильное отношение к труду в принципе.

В заключение отметим, что взрослые, в отличие от малышей в возрасте 4 лет, должны нести ответственность за свои поступки и поведение, не допуская срывов.

Очень важно, чтобы они пытались понять, почему ребёнок плохо себя ведет, и делали всё возможное для того, чтобы сделать его жизнь максимально комфортной, интересной и разнообразной.

Наказания, ограничения, воспитательные меры должны присутствовать в меру, не отягощая жизнь дошкольника. Только доверительное и дружеское отношение станет гарантией того, что ребёнок вырастет уверенным в себе, уравновешенным, способным ценить простые человеческие качества, ничего не требуя взамен.

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.


Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.


Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.


Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.


Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).


Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.


Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.


Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Как учить стихотворение Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней. Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор. Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком...
Вопрос о возрасте присаживания девочки и мальчика в наше время довольно распространен. Споры ведутся на форумах в интернете, на детских площадках, в детских центрах и тд. Это вопрос также довольно глубоко исследуют врачи - педиатры. Уж они то точно знаю, когда...
Старший дошкольный возраст - это дети в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенка начинают подготавливать к школьной деятельности. Поэтому внимание родителей и педагогов старшей группы приковано не только к воспитанию личностных качеств, но и на оттачивание ум...