Какие средства выразительности в живописи. Средства художественной выразительности живописи

19 минут на чтение

Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция. Композиция - главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.

Пропорции. Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет. Цветовые отношения. Колорит картины. Напряжённость и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объём и форма. Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.

Ритм. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства. Архитектура идизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.

Архитектурный образ. Архитектура - летопись времён.

Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн, арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства. Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и егопроисхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. Визуально-пространственные виды искусства и их значение в жизни людей. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художник в театре. Изобразительная природа экранных искусств. Телевизионное изображение, его особенности и возможности. Создание художественного образа в искусстве фотографии.

Музыка

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объем, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) - изобразительные средства - и выразительные средства, связанные с характером образности произведения. Совокупность характерных для определенного вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

К художественно - выразительным средствам живописи относятся цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. Разобравшись с этими понятиями, можно постичь азы изобразительной грамоты, знакомиться с произведениями художников, научиться работать карандашом, кистью, красками, придумать свои узоры, рисунки, композиции .

Каждый живой и неживой предмет имеет свой цвет. Также как и цвет, огромную роль играет освещенность. Воздействия цветовой окраски, расположение в пространстве, состояние воздуха влияет на цвет.

Художник передает с помощью цвета, цветовых ощущений, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов все разнообразие настроения, чувства. А к ним относятся - радость, ожидание, тревога, грусть, нежность .

Мазок в живописи - след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаге, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна .

Линия и пятно - четкое очертание краской конкретного предмета на полотне. Пятно - тональное, силуэтное изображение объекта. Например, чтобы лучше понять это выражение, разберем пятно - снежную ель на фоне дальнего неба. Или холм в темном ночном небе. Четкие линии очертания тени того или иного предмета, усиливающие чувства грусти или радости .

Цветовой и световой контраст в живописи, примером может служить резко выделяющие светлые и темные отношения пятен, участков картины. Здесь же можно рассмотреть форму и строение предмета. Художественно - выразительные средства - тон, штрих, линия.

Форма предметов определяется очертаниями, контуром, силуэтом. В упрощенном виде - квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Каждый предмет в упрощенном виде похож на геометрическую фигуру. Например, мяч - круглую, телевизор - прямоугольную, карнавальная шапочка клоуна - треугольную.

Силуэт в изобразительном искусстве (графическая техника) - это вид графического изображения предмета. Это однотонное, плоскостное изображение предмета. Обычно силуэты рисуют тушью на светлом фоне, или на черном фоне белилами, любо вырезают из темной или светлой бумаги фигуру и приклеивают на лист другого тона .

Умение выбрать и использовать в работах разнообразные художественные средства и техники живописи дает возможность студенту - дизайнеру создавать гармоничные живописные и декоративные композиции различной степени сложности. При выполнении данных заданий решаются следующие задачи: передачи правильных цветовых отношений и колористических решений; передачи влияния воздушной среды на цветовую характеристику натуры, приемов как реалистического изображения, так и декоративных, стилизованных, абстрактных композиций; приемов создания живописных композиций в различных жанрах: натюрморте, портрете, пейзажной живописи; приемов изображения фигур человека и среды в различных способах и манерах: академической, декоративно-стилизованной .

Данная работа поможет воспитателям разобраться и понять язык живописи. А затем раскрыть своим воспитанникам авторский замысел художественного произведения. В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов - все служит художнику для раскрытия его замысла,его мыслей и чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Сообщение.

«Художественные средства выразительности

в пейзажной живописи»

с использованием презентации

В рамках работы районного методического объединения

«Изобразительная деятельность в ДОУ

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

Командрина М.М.

г.п. Вербилки

1слайд Введение.

Мир искусства прекрасен и удивителен. Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности. Педагог учит раскрывать душу ребенка для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое, и удивительное.

Незаменимым средством формирования духовного мира ребенка является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и потому близко ребенку дошкольного возраста.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эмоционально воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык живописи.

(2 слайд) Художественные средства выразительности

Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

(3-4 слайд)

И 1секрет художника это цвет. Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет - это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения, так и смысловую и эмоциональную выразительность произведения.

С помощью цвета художник может показать время года, время суток, состояние погоды.

(5-6-7слайд)

Художник с помощью цвета может показать своё настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И.Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И.Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.

Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным. Живописными средствами художник создаёт неповторимый мир, который нас удивляет и радует, заставляет переживать и даёт пищу уму, приобщает к секретам и тайнам мастерства.

(8 слайд) Композиция

Композиционное построение картины также о многом может нам рассказать.

1тайна композиции: что такое линия горизонта и зачем она нужна в картине.

Линия горизонта , помогает художнику выстроить картину, определить величину пространства неба и земли помогает передать глубину пространства, наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше.

(линейная перспектива) То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали.

(воздушная перспектива ) Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.

«Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан.

(9 слайд)

2 тайна: почему художник располагает линию горизонта по-разному - высоко, по середине картины, низко.

Итак, линия горизонта есть почти во всех пейзажных картинах, но в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник, она может занимать на картине разное место: то опускается низко, то проходит по середине картины, то вообще забирается высоко наверх.

На картине «Золотая осень» В. Поленова

линия горизонта высоко, поэтому больше изображено земли, чем неба. Художник обращает наше внимание на красоту земли золотой осенью.

Значит, высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание больше всего на то, что происходит на земле.

(10 слайд)

Рассмотрим другую картину «В голубом просторе» А. Рылова

Художник изобразил линию горизонта низко. Почему?

Чтобы нарисовать больших летящих лебедей и чтобы было просторно в голубом небе. Огромное, просторное голубое небо с легкими облаками. Кажется, что облака летят наперегонки с лебедями. Внизу картины, ниже линии горизонта, мы видим небольшую полоску темно-синего моря. Свежий ветер поднимает мелкие волны, кое-где они кудрявятся пенными барашками. Справа - небольшой каменистый остров, покрытый остатками снега, а слева - парусник. Корабль далеко, и поэтому художник изобразил его маленьким. Но видно, что корабль стремительно движется: его паруса наполнены ветром.

Удивительная картина! Кругом простор, свобода, жизнь!

(11 слайд)

Картина «Грачи прилетели» А. Саврасов

Линия горизонта проходит по середине картины. О чем хотел нам рассказать художник в этой картине? О том, что пришла весна. Грачи - вестники весны. Если закрыть небо на картине листом бумаги, это будет красиво? Нет! Тогда не видны будут вершины берез с птичьими гнездами и грачами. А если закрыть землю - опять плохо: не видно, что происходит на земле со снегом. Эта картина - ожидание тепла, яркого солнца, буйной весны! Этого ждут и земля и небо. Вот почему художник расположил линию горизонта по середине картины.

«Золотая осень» И. Остроухов.

Но бывает, что линия горизонта полностью не видна, потому что ее закрывают деревья, дома или другие предметы. Вот так бывает и на картинах: эта линия «прячется» от нас. Иногда линия горизонта вообще «убегает» с картины. Обычно это бывает тогда, когда художник рисует какой - то кусочек пейзажа.

(12 слайд)

Формат картины также имеет большое значение для создания художественного образа, для передачи главной мысли художника, его чувствования и переживания.

Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувствований.

«Февральская лазурь» И. Грабарь, «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Осенний день. Сокольники» И. Левитан.

Художник выбрал вертикальное построение полотна картины, чтобы показать огромность старого парка, его глубину, длину аллеи. Низкая линия горизонта дает возможность открыть даль, глубину и протяженность аллеи, ширь и значительность объектов на переднем плане, выделить их яркостью и рельефностью объемов. Мы чувствуем, что настроение природы созвучно настроению женщины. В природе чувствуется легкая печаль, грусть, задумчивость и тишина.

(13 слайд)

Горизонтальный формат - передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

«Лесные дали» И. Шишкин, «Золотая осень» В. Поленов.

Формат полотна картины «Гималаи» Н. Рериха, длинный, горизонтально положенный прямоугольник. Это и позволило художнику показать протяженность, величие горной страны. Художник показал только вершины гор. Этим он подчеркнул, как высоки горы.

(14 слайд)

«Рябинка» И. Грабарь.

В картине очень тихо, спокойно. Основное внимание художник уделил нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались ее осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична. Квадратное построение формата обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Форматом полотна художник может подчеркнуть главное в картине, рассказать о том, что его больше всего заинтересовало, порадовало, удивило, передать свое настроение.

(15 слайд)

Мазок в живописи – след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник наложил краску на бумагу или холст. Краска может ложится густыми, выпуклыми бугорками или ровно, гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазочков. Они могут быть похожи на точки, полосочки, волны, запятые.

«Марсельский порт» П. Синьяк – картина написана мазками, которые похожи на кирпичики - полосочки.

«Скалы в Бель-Иль» К. Моне . – мазки похожи на волны и запятые

(16 слайд)

Характер линий – прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Разным характером линий можно создать разные образы.

Ветка берёзы нежная, тонкая, ласковая.

А ветки дерева закручены и переплетены. Дерево похоже на волшебника или дракона.

(17 слайд)

Ритм линий – ритмом линий можно создать образ добрый или злой, печальный или веселый. Стройные березки тянуться вверх. Их ровные стволы создают свой ритм.

Травы создают ритм спокойного движения.

Ветер обдувает пески, и они создают ритм волнистых линий - змеек.

(18 слайд) Ритм пятен.

Художник может использовать ритм. В изобразительном искусстве ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных, черных или белых пятен.

Т. Маврина «Ландыш пел» (акварель)

Таким ритмом цветов и листьев художник создал веселое настроение. Цветы как будто танцуют и поют, а листья хлопают в ладоши.

Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни». (фрагмент - тушь, перо)

Ритм черного пятна беспорядочный, немного тревожный.

(19 слайд) Ритм пятен передает движение. Оно может быть спокойное, быстрое, беспорядочное.

На картине А. Рылова «В голубом просторе» птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.

В работе Е. Чарушина «Воробьи» - ритм и движение совсем другие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Именинник в центре, а гости окружили его хороводом.

(20-21 слайд) Характер форм

В этих плавных формах больше спокойствия и доброты.

А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Представим себе, что в гости к князю Гвидону плывет флот царя Салтана. У царя и его друзей хорошее, доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело. И вдруг на своем пути они встретили флот злых пиратов.

(22 слайд) Заключение.

Мы с вами совершили путешествие в особый мир – мир изобразительного искусства.

Что же приобретают наши дети от общения с изобразительным искусством, что меняется от этого в их личности ? Прежде всего радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого . Воспринимая произведения искусства, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать .

Изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека.

Постоянное общение с изобразительным искусством учит ребенка ориентироваться в духовных ценностях общества, он приобретает самостоятельность эстетических суждений.

Очень важно , чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел . Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик.

В картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Произведения художников учат ребят
фантазировать . Дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать красивое. Так зарождается творчество.

Линия горизонта цвет композиция Время года Состояниепогоды Линия горизонта Характер образа Характер формы Характер линий рисунок Время суток Формат полотна Язык живописи Настрое ние Колорит Цветовая гамма картины Величие Стройность Возвышен ность Широта панорамы протяженность, пространственность, монументальность. Спокой ствие Линейная перспектива Воздушная перспектива Замысел худож ника, выделение главного выразительность мазков. Ритм линий, пятен

Цвет Средства выразительности «Золотая осень» В. Поленов «Зима» И. Шишкин «Весна. Большая вода» И.Левитан

«Сумерки. Стога» И. Левитан «Закат» А. Рылов «Мокрый луг» Ф. Васильев

Теплые цвета веселые, радостные, звучат громко. «Золотая осень» И.Левитана Настроение Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро. «Зима» И. Шишкин

«Аленушка» В. Васнецов «Зимой в провинции» Н. Крымов

А здесь яркие цвета кажутся тревожными, потому что окружены темными. «Последний день Помпеи» Карл Брюллов

Линия горизонта помогает наметить планы - что находится близко, что далеко, что еще дальше. «Золотая осень. Слободка» И. И. Левитан.

«Золотая осень» В. Поленов

«В голубом просторе» А. Рылов

«Грачи прилетели» А. Саврасов «Золотая осень» И. Остроухов.

Формат картины «Февральская лазурь» И. Грабарь «Осенний день. Сокольники» И. Левитан. Вертикальный формат полотна позволяет передать величие, стремление вверх, значимость и стройность объекта или возвышенность чувств.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественные средства выразительности в пейзажной живописи. 2 часть Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко» Подготовила воспитатель Командрина Марина Михайловна

«Лесные дали» И. Шишк ин «Гималаи» Н. Рерих Горизонтальный формат передаёт широкую панораму, протяженность, пространственность, монументальность.

«Рябинка» И. Грабарь Квадратный формат обычно передает спокойствие, тишину, умиротворенность, задумчивое, лирическое настроение.

Мазок в живописи Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна. «Марсельский порт» П. Синьяк «Скалы в Бель-Иль» К. Моне

Характер линий

Ритм линий

Ритм пятен. Т. Маврина «Ландыш пел» Т. Маврина «Правый берег реки Лутосни».

А. Рылов «В голубом просторе» Е. Чарушин «Воробьи» Ритм пятен передает движение

Как может говорить форма? В этих плавных формах больше спокойствия и доброты. А эти острые формы кажутся злыми и колючими. Характер форм

Спасибо за внимание.

Используемая литература: « Знакомство с пейзажной живописью» Н.А.Курочкина. 2000 Санкт-Петербург: Детство-Пресс. «Искусство и ты» Е.И. Коротеева. 1997 Москва: Просвещение. «Дошкольникам о живописи» Чумичева Р.М. 1992. Москва: Просвещение. Интернет ресурсы.


Какими средствами воздействует искусство? К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отношение человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.


Композиция Композиция это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. К. придает произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Для росписей Софии характерна чёткость композиции, выразительность образов, красочность, органичная связь с архитектурой.


Композиция К. в литературе организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. К. включает: расстановку и соотнесенность характеров (К. как «система образов»), событий и поступков (К. сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (К. внесюжетных элементов), подробностей обстановки, поведения, переживаний (К. деталей).


Композиция В пластических искусствах (Изо, ДПИ, архитектура, фотография) композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). К. организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.


Композиция К. в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий. К. определяет облик, планировочное и объемно- пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. К. в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д.


Композиция К. в музыке, т. е. структура музыкального произведения или музыкальная форма. Музыкальная форма это композиционный план музыкального произведения, его строение. Мельчайшая смысловая и структурная единица музыкальной формы мотив, а её начальный целостный компонент музыкальная тема.


Композиция В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы-композиции в музыке основаны на известных вам принципах повтор и контраст.


Форма Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.


Ритм Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.


Пропорции В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, объединяющие человека с природой.


Пропорции


Пропорции изображения головы человека





Пропорции изображения человека


Диспропорции


Идеальные пропорции


Невероятные пропорции


Фактура Фактура (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.лат. Также под фактурой понимают декоративно- прикладные характеристики поверхности различных материалов с тактильно-визуальной точки зрения, например, «фактура дерева»


Фактура В изобразительном искусстве фактура это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка


Фактура (дерева)


Фактура (песка)


Фактура (ткани)


Фактура (фрески)


Акварель (художественные техники ИЗО) Акварель (от итальян. aquarello) - означает живопись красками на водной основе. Существуют разновидности техник акварели: по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге


БАТИК (художественные техники ИЗО) Батик (от индонезийского ва - хлопчатобумажная ткань и tik - точка) - рисунок на ткани





Мозаика (художественные техники ИЗО) Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - произведение посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. 28

Задание Понимать и объяснять значения терминов: композиция, фактура, пропорция, ритм, форма. Подберите художественные произведения, которые ассоциировались бы с одним из знакомых музыкальных произведений. Аргументируйте особенности реализации своего поиска


Какими средствами воздействует искусство? СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Выразительные средства. Музыка. Изобразительное искусство. гамма звуковая палитра ритм штрихи (НЮАНСЫ) мелодическая линия. Цветовая гамма палитра ритм - чередование элементов штрихи линия. Слайд 3 из презентации «Музыка и изобразительное искусство» к урокам...
Что за цели может преследовать человек, который пытается найти информацию о том, какие народные средства чтобы не забеременеть женщине существуют? Ведь понятно, что ни одно средство контрацепции, которое можно найти в продаже, включая презервативы, не способно...
КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ для учащихся 5- 8 классов Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художеств...