Проект создание предметно развивающей среды в доу. Проект "организация предметно-развивающей среды в старшей группе доо"

26 минут на чтение

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида

«Ласточка»

ПРОЕКТ

Создания предметно-развивающей

среды в группе

«Чудесный уголок»

(2 младшая группа)

Педагог-психолог

Седых Т.С.

р.п. Новохоперский

2012-2013

Проект создания предметно-развивающей среды

"Чудесный уголок"

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в группе педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Представляем проект создания предметной среды, к реализации которого педагоги группы «Сказка» подошли очень ответственно.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Проектирование предметно-развивающей среды в группе

С учетом поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучение и внедрение в практику новых подходов к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников
  • разработка рекомендаций по созданию предметно-развивающей и предметно-игровой среды в группе с учетом возрастных особенностей детей;
  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • комфортных условий пребывания воспитанников, приближенных к домашним;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов):

  • дистанции, позиции при взаимодействии ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности , предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования , реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости , т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

На этапе формирования предметно-развивающей среды в группе была организована большая многоплановая и творческая деятельность педагогов в соответствии с планом реализации проекта "Чудесный уголок". Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В ходе реализации проекта педагоги выступили в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Педагогами были найдены удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование помещений было продумано и решено таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разные центры.

Подобранные с учетом санитарных и психолого-педагогических требований мебель и игровое оборудование в группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести "изюминку" в интерьер помещения.

Подобная организация пространства дает педагогу возможность приблизиться к позиции ребенка. Основательно подошли педагоги к выбору игр. Собранные в «Сенсорном» центре развивающие игры направлены на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. В центре «Салон красоты Василиса прекрасная» дети могут создавать друг другу новые прически, играть в ролевые игры и т. д. «Патриотический центр» несет собой информацию для развития полноценного патриота нашей страны. В «Центре безопасности» можно обучать детей основам безопасной жизнедеятельности. Также созданы «Музыкальный центр», «Полочка красоты», «Центр природы», «Центр настроения», в которых дети могут реализовывать себя и с помощью, которых можно развивать у детей внимание, воображение, память, мышление и другие психические процессы. Также созданы «Уголок именинника» и «Уголок дежурства» - для развития у детей чувства ответственности и внимательности к ближнему.

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства

Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

  • «Литературный центр»;
  • «Музыкальный центр»;
  • «Патриотический центр»;
  • «Центр безопасности»;
  • «Центр конструирования»;
  • «Центр настроения»;
  • «Центр природы»;
  • «Центр сенсорики»;
  • «Уголок дежурства»;
  • «Уголок именинника»;
  • «Полочка красоты»;
  • «Салон красоты «Василиса прекрасная».

Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой глубокий, сложный процесс преобразования и усвоения почерпнутого ребенком из окружающей его среды. В игре дети стараются подражать взрослым. Представленные в « Центре сенсорики», «Центре конструирования», в «Салоне красоты «Василиса прекрасная» игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту (например, кухня, кровать, гардероб, парикмахерская, столик, игрушки). Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды учитывались интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Особое внимание в группе уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Неслучайно центральное место при организации предметно-развивающей среды отведено « Патриотическому центру » , где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края.

При оформлении группы не только учитывалось мнение воспитанников, но и использовались работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что-то разбить или уронить.

Итоги проекта

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалке, спальне, коридоре педагоги старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

Педагоги группы не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Приложение

Рабочий план реализации проекта "Чудесный уголок"

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

педагог-психолог Т.С.Седых

Сентябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами

педагог-психолог Т.С.Седых

Сентябрь

Определение цели и задач проекта; создание творческой группы

педагог-психолог Т.С.Седых; воспитатели

Сентябрь

Разработка проекта "Чудесный уголок". Составление рабочего плана реализации проекта

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Изучение особенности группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Сентябрь

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

педагог-психолог Т.С. Седых

Сентябрь

Отбор лучших разработок для внедрения и публикации

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Сентябрь

Деятельностный этап

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам
построения развивающей среды

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Работа по созданию развивающей среды в групповой комнате для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

В течение всего срока

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Октябрь

Декоративное оформление коридора группы: информационные, познавательно-развивающие стенды и стенды достижений

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Ноябрь

Заключительный этап

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

педагог-психолог Т.С. Седых; воспитатели

Ноябрь
















Выделены специальные игровые зоны для организации ролевых игр – это «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин». К сожалению, размеры группы ограничены, не позволяют вместить все задуманное. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов имеет притягательную силу для детей, вызывает желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты.





Обязательный элемент оформления помещений это комнатные растения, их выбор и размещение гармонично сочетаются с общим оформлением. К тому же, уход за растениями всегда можно превратить в увлекательную игру. В уютном уголке природы можно на пчелок осмотреть, Листочки у растений тихонько протереть. За измененьями в природе активно наблюдать: Осадки, ветер, солнце можно отмечать.


На этом стеллаже представлены для детского исследования самые разные природные материалы. лабораторное оборудование, мерная посуда, лупа – все это чрезвычайно интересует детей. Все познать стремятся дети: Что, зачем и почему? Мы узнаем это сами, И расскажем всем! Выставки и опыты, Эксперименты и коллекции- Все это ждет нас впереди, И нужно к этому идти!




И в группе куклы не скучают! Здесь музыкальный уголок! В нём дети громко так играют,- Трясется даже потолок! У нас ведь много инструментов: Труба, гармошка, бубны, флейты И даже есть гитара! Под нашу музыку поют И пляшут так старательно Детишки, куклы, - все вокруг! И даже воспитатели! Отправляемся друзья В чудо сказку - вы и я, В театр кукол и зверей, Для девчат и для ребят! Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!


Много правил есть на свете, Их должны запомнить дети! В спички лучше не играть! Дверь чужим не открывать! Осторожность в гололед От ушибов сбережет! Для чего в саду забор, На дороге светофор? И, чтоб не было беды Не шалите у воды! Не бери без спросу нож! И запомни, где живешь! Про пожар, что нужно знать И кого на помощь звать? Ноль один, ноль два, ноль три Ты запомни! И звони!











Здесь мы будем заниматься, Не играть, не баловаться. Будем азбуку учить, Звуки точно говорить. Язычок у нас все сможет, Обезьянка, нам, поможет. И Незнайка все сумеет, Трудности преодолеет. Здесь есть дорожка не простая, Она зовется – звуковая. Звуки песенку поют, Гласными их назовут.




Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.

(Источник: Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения")

Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.

Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образо-вания, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методи-ческих и игровых материалов являются:

  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;
  • письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>;
  • письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  • Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  • Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).

Проблемы в организации предметно-развивающей среды

На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60-80-х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено - красиво оформлено - расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разно-образной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр - коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60-90-х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Целостная модель построения среды

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.

К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у современных дошкольников и снискавшего одобрение у педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.

Первый шаг в проектировании среды - определение расположения центров в группе детского сада. При этом следует учитывать комплиментарность и взаимообогащение видов деятельности. Традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответству-ющим оборудованием и материалами, центр строительно--конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздорови-тельный центр. В ряде случаев в зависимости от возраста детей и вида учреждения оформляют центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный центр, центры развития моторики и сенсорного развития. Модели конкретных центров варьируются исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ. Важно, чтобы создаваемые центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой мебели-трансформера, использования пространствообразующих материалов.

Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада (гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов (коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, "комнаты сказок" и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, компьютерного класса), участка). Принципиально неверно прилагать усилия только для оформления и организации отдельного помещения (мини-музея, изостудии или лаборатории) или одного из центров. Не меньше внимания следует уделить обустройству других помещений.

Данных правил следует придерживаться и при оформлении пространства участка. Можно использовать некоторые переносные элементы: украшенные разноцветные стойки, рейки, выносные сиденья; элементы декора бассейна, периметра песочницы, ограждений деревьев привлекательными узорами (разноцветными рейками, нарисованными божьими коровками, бабочками, стрекозами). В канун праздников предусматривается украшение здания и прилегающей территории светящимися гирляндами, небольшими букетиками цветных листьев, снежинками и мозаиками на окнах.

В процессе проектирования среды важно продумать варианты ее изменения. Условно можно выделить следующие линии:

  • времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
  • освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
  • стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения ДОУ

Идеи относительно проектирования предметно-пространственной среды составляют основу Перечня оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия*.

Представляемые материалы являются результатом научных исследований и обобщения педагогического опыта современных дошкольных образовательных учреждений, проводимых в 2006 г. под научным руководством директора Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе. Данные исследования осуществлялись в рамках проекта "Разработка минимальных лицензионных требований для дошкольных образовательных учреждений" Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (мероприятие "Совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций", задача "Развитие системы обеспечения качества образования").

Отличие данных материалов от существующих разработок и пособий в том, что предпринята попытка обосновать модели построения предметно-развивающей среды и составить перечни оборудования и пособий не узконаправленного характера (по видам детской деятельности или возрастам), а одновременно по нескольким линиям, что создает целостное видение особенностей построения предметно-развивающей среды современного детского сада. Для того чтобы подчеркнуть специфику используемого оборудования, обосновать отбор и рекомендации по использованию пособий, компоновка перечней материалов и оборудования осуществлялась одновременно по следующим направлениям:

  • возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1-й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
  • основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
  • функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
  • виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.

Следует отметить, что в данных рекомендациях представлен своеобразный минимум - нижняя планка разнообразия и количества оборудования и игровых материалов. Понимая различия в материальных условиях дошкольных образовательных учреждений разных регионов, ориентирах построения предметной среды в разных образовательных программах, авторский коллектив стремился создать достаточно реалистичный перечень оборудования и игровых материалов. Опытные педагоги заметят отсутствие в предлагаемых перечнях некоторых широко используемых в практике современных детских садов пособий, материалов, оборудования (например, медиапроекторов, технических приспособлений).

Предлагаемый перечень составлялся с учетом положений разных образовательных программ. В случае отсутствия некоторых представленных в перечне пособий и материалов педагоги могут комплектовать среду группы пособиями-аналогами, указанными вариантами пособий. Именно с этой целью в кратких пояснениях к каждому перечню будут

  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>
  • Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О пси-холого-педаго-гических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек").

Проектная работа

"Организация предметно-развивающей среды в старшей группе ДОО - детский сад №3 с.Раевский"

Воспитатель: Тимербаева С.Ш.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. СелестенФрене считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги - Короткова, Михайленко и другие - считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Цель: Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

Задачи:

Сконструировать и наполнить предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

Обеспечить эффективность использования предметно-развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.

Функции предметно-развивающей среды в ДОО:

Старшая группа

  • культурно-коммуникативная - обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, формирует социальный опыт;
  • духовно-эмоциональная - подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей;
  • спортивно-оздоровительная - приобщает к физической культуре, помогает осваивать способы сохранения своего здоровья;
  • практически-действенная - обогащает практический опыт, дает возможность действовать;
  • опытно-экспериментальная - стимулирует исследовательскую деятельность;
  • художественно-преобразующая - способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению;
  • интеллектуально-познавательная - создает условия для продвижения по пути познания, реализации опыта учения.

Наш детский сад имеет необходимые условия, отвечающие санитарно-гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Здание имеет центральное отопление, центральное водоснабжение, канализацию, оборудованные групповые комнаты. В здании ДОО располагаются игровые и спальные комнаты, музыкальный зал.

На территории ДОО находятся участки для организации прогулки с детьми, с верандами и малыми формами, оборудована небольшая физкультурная площадка.

Организация предметно-развивающей среды создает возможность для осуществления постоянного пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательного процесса. В организованной педагогами среде дети могут не только отыскивать, но и конструировать предметы своей моторной, сенсорной, манипулятивно-познавательной, игровой и художественной активности. Среда провоцирует детей на проявление самостоятельности и свободной активности.

В построении развивающей среды в ДОО коллектив руководствуется принципами В.А. Петровского (1993 г), методическим пособием «Развивающая предметная среда» под редакцией С.П. Новоселовой (1995 г.), программой «От рождения до школы».

Общие принципы построения развивающей среды в ДОО направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания среды групп:

  • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
  • создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр дошкольников, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
  • обеспечение условий изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, среда, окружающая ребенка в группе детского сада безопасна для его жизни и здоровья;
  • использование функциональных помещений группы - спальни и раздевалки для организации игровой среды при обеспечении постоянного визуального контакта с детьми;
  • своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей;
  • проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству: их недостаточное количество и неадекватное уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и дезориентирует его игровою деятельность;
  • обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
  • учет половых различий детей, т.е. учет в равной степени интересов, как девочек, так и мальчиков.

Центр творчества.


Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В данной зоне имеются краски, карандаши, фломастеры, мелки, кисточки, салфетки, трафареты для печатанья, ножницы, цветная бумага, картон и др. Здесь имеются книжки-раскраски, а также разнообразный материал для нетрадиционного рисования.

Центр строительства.


Приобрели крупногабаритный конструктор (мягкие модули) .Он яркий, красочный и многофункциональный. В цетре строительства имеется ёщё 8 различных видов конструктора.

Уголок природы


Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними. .Здесь же хранится оборудование для ухода за растениями: фартуки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, мерные стаканчики для полива, салфетки. Рядом расположен центр экспериментирования, где мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. Предметное наполнение центра экспериментирования в данном уголке не стеклянное, безопасное для детей.

Книжный уголок


Все книги и иллюстрации обновляются по мере прохождения материала. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Здесь же прослеживается комплексно-тематическое планирование.

Центр дид. игр и интеллектуальной активности.


Содержание Центра дид. игр и интеллектуальной активности периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и подается детям с учетом: -пройденного программного материала. (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху) -индивидуальных возможностей детей (я способен на более, вы предоставили мне эту возможность, спасибо) -обеспечения зоны ближайшего развития (это мне пока еще не доступно, но очень хочется разобраться, я попробую) -неисчерпаемой информативности (я хочу ходить в детский сад, меня там всегда ждет что-нибудь новое и интересное)

Спортивный уголок


Целью которого является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Центр сюжетно-ролевых игр

Целью сюжетно-ролевых игр является нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними,

отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации ФГОС «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребён...
Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития...
Наталья Васильевна Жаркова Визитная карточка группы «Почемучки» В нашем детском саду в октябре прошел конкурс &#34;Лучшая визитная карточка группы &#34; Целью конкурса было : развитие предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста путем внедрения...