Супертест десяти салонных фильтров в Лефортовском тоннеле и лаборатории: есть ли толк от активированного угля? Необъективный обзор произ

33 минуты на чтение

Современный корпусной масляный фильтр (на ряде автомобилей используются и картриджные - при обслуживании заменяется только сам бумажный фильтроэлемент) состоит из следующих узлов:

  • Корпус . Это металлический цилиндр с завальцованной крышкой, в которой находится резьбовое посадочное место (оно же - выход отфильтрованного масла) и отверстия для подвода масла. Для конкретно взятого автомобиля важны два геометрических параметра: тип резьбы (метрическая 20х1,5 на большинстве автомобилей, на некоторых, в частности - ВАЗ, дюймовая ¾ UNF) и диаметр уплотнительного кольца, Которое должно четко попадать на привалочную плоскость картера. Высота фильтра у различных производителей может меняться, и в большинстве случаев лучше выбирать масляный фильтр большего размера: это означает, что в нем установлен фильтроэлемент с большей площадью, что обеспечит меньшее сопротивление (это особо важно при холодном запуске, когда вязкость масла возрастает) и меньшую скорость загрязнения. Но нужно учитывать и конструкцию конкретного автомобиля - длинный фильтр может просто не уместиться в моторном отсеке, упереться в патрубки и так далее.
  • Фильтрующий элемент . Это - гофрированная бумага с заданным размером пор (обычно - несколько десятков микрон), через которую насосом прокачивается масло. От площади фильтроэлемента и его пористости зависят сопротивление фильтра и качество очистки. Более плотная бумага - выбор автомобилистов, использующих маловязкие (5W30, 0W20) синтетические моторные масла, для автомобилей, работающих на более густых маслах, требуется меньшее сопротивление - отсюда либо снижение качества фильтрации, либо необходимость в увеличении размеров фильтроэлемента. И действительно, на многих современных легковых автомобилях масляный фильтр в несколько раз меньше, чем классический «жигулевский» - при одинаковом качестве фильтрации нет необходимости в создании крупногабаритных фильтров.
  • Перепускной клапан служит для защиты фильтрующего элемента от разрушения - при увеличении разницы давлений до и после фильтра он срабатывает, пропуская масло в обход, чтобы избежать разрушения фильтра. Тарировка перепускного клапана - это всегда компромисс: слишком мягкий будет открываться слишком рано, открывая путь неочищенному маслу при каждом холодном пуске, слишком жесткий в тех же условиях может стать причиной разрыва шторки фильтроэлемента. Тарировка задается под особенности конкретного двигателя, и в том числе под вязкость рекомендованного производителем моторного масла .
  • Противодренажный клапан можно увидеть через отверстия входа масла. Это - гибкая резиновая шторка, не дающая маслу после остановки двигателя вытекать обратно в картер. Таким образом сокращается время, необходимое для набора давления в системе при запуске двигателя. Негерметичный противодренажный клапан заметно усилит масляное голодание после ночной стоянки, слишком жесткий увеличит общее сопротивление фильтра.

Для увеличения ресурса масляного фильтра ряд производителей вводит в его конструкцию дополнительный фильтр грубой очистки. Обычно в его роли выступает магнит, призванный удерживать металлическую пыль, неизбежно образующуюся при износе двигателя. Но так ли он нужен? Для нового двигателя, эксплуатируемого на качественном моторного масле, темпы механического износа будут ничтожны, и необходимости в дополнительном отделении металла нет. Изношенному мотору, особенно неоднократно ремонтированному с использованием дешевых запчастей низкого качества, он будет гораздо нужнее.

В этом рейтинге мы практически не использовали привычное сочетание требований о соотношении цены и качества (за исключением разве что оригинального фильтра, но он слишком ощутимо выбивался из общего ряда). В конце концов, в общей стоимости замены масла затраты на фильтр составляют крайне малую долю, а его качественная работа на протяжении 10-15 тысяч пробега значит гораздо дольше. Учитывая оговоренные в описании представленных товаров особенности, Вы сможете сделать лучший выбор.

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ИНЖЕКТОРА

ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ ВПРЫСКОВЫХ ВАЗОВ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Получив под капот впрыск вместо карбюратора, мы в очередной раз вспоминаем заветы Мойдодыра... А куда денешься: новая система питания - создание весьма нежное и чистоплотное. Это "озоны" да "веберы" кушали то, что им давали - а этим привередам и бензин подавай нормальный, и воздух чтоб чистый был...

СДЕЛАЙТЕ ГЛУБОКИЙ ВДОХ

Что требуется от фильтра? С одной стороны, максимально задерживать пыль, а с другой - не мешать воздушному потоку. "Классический" цилиндрический корпус с круглым фильтрующим элементом прижился лишь на "Волге" - огромному цилиндру нашлось место, и со своей задачей он справляется. Но в основном двигатели с системами впрыска предпочитают "дышать" через малогабаритные элементы панельного типа - в частности, именно так поглощают воздух все впрысковые ВАЗы. Вот эти-то изделия мы и решили испытать. Они выглядят миниатюрнее цилиндрических, тем не менее "берут свое" благодаря более эффективной укладке специальной фильтрующей бумаги с повышенной очищающей способностью. Впрочем, любителей цифр отсылаем к отдельной главе - там и про пыль можно прочитать, и с основными измеряемыми параметрами поближе познакомиться. Тем, кто не очень любит пифагорово наследие, предлагаем просто пробежаться взглядом по фотогалерее и "веселым картинкам", смысл которых поясним ниже. Вкратце напомним, что сопротивление фильтра и средний коэффициент пропуска пыли должны быть как можно меньше, а продолжительность работы - как можно больше. Геометрия фильтрующего элемента, вообще говоря, дело вторичное: производитель сам определяет количество гофр, масс элемента и т.п.

ПТИЦА-ТРОЙК А

"Если вы будете знать в моем предмете все, я вам поставлю "три"!" Высказывание одного известного преподавателя математики звучит парадоксально, но верно. Действительно, если вы удовлетворяете предъявляемым вам требованиям, так и оценку получите соответствующую - что ж тут обижаться? Другое дело, если речь идет о чем-то "выше среднего" - на сей случай и предусмотрены высокие отметки. Именно так мы и оценивали четырнадцать фильтров, приобретенных в розничной торговле.

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ!

Можем поздравить друг друга - все четырнадцать фильтров оказались пригодными для совместной работы с вазовскими моторами. В то же время эксперты отмечают, что действующие нормативные документы слишком мягкие и требуют существенной корректировки. Победителями наших испытаний по совокупности параметров стали MANN и HENGST. Из соотечественников отметим BIG - он лучше всех задерживает пыль, а также АФ - он меньше других мешает воздушному потоку. Всем, кто имеет особое суждение, предлагаем составить собственную табель о рангах, пользуясь приведенными выше данными.

Заявленная торговая марка MANN Германия
Обозначение С22117
Ориентировочная цена 250 руб.

Дорогое немецкое изделие выглядело как подобает. Из всех испытанных фильтров у "Манн" наибольшая продолжительность работы, да и сопротивление воздушному потоку также одно из лучших. А вот пыли при такой цене можно было бы глотать и поменьше - впрочем, норма перекрыта в два с лишним раза. Удивляет только, что на упаковке никаких признаков сертификации изделия - или громкое имя само говорит за себя? Так или иначе, оценка - отлично .


Заявленная торговая марка HENGST Германия

Обозначение Е22L

Ориентировочная цена 200 руб.

Для "немца" цена просто сказочная - "всего лишь" 200 "рэ"... И - хорошие параметры - третье место по ресурсу, второе - по сопротивлению потоку, да и пыль задерживает не хуже других. Знаков сертификации, правда, нет, но придираться только по этому поводу, честно говоря, не хочется. По соотношению "цена-качество" изделие заслуживает добрых слов, а потому оценка - отлично .


Заявленная торговая марка BIG Россия

Обозначение GB-9597C

Ориентировочная цена 100 руб.

Питерское изделие понравилось, даже значок МТ-14 присутствует. За свой "стольник" покупатель получит изделие с лучшим коэффициентом пропуска пыли и очень хорошим ресурсом - лучшие показатели только у трех фильтров. А вот сопротивление воздуху - худшее из всех, хотя стандарты и перекрыты вчетверо. Это понятно - за задержку пыли нужно чем- то расплачиваться. Оценка - хорошо .


Заявленная торговая марка MAHLE Австрия

Обозначение LX-220

Ориентировочная цена 300 руб.

Ну очень дорого... И самое высокое сопротивление воздухопотоку из всех, хотя при норме 2,5 как-то неловко критиковать цифры 0,67 - требования документации выполнены с четырехкратным запасом. По пропуску пыли и ресурсу оказался пятым из четырнадцати, причем ближе к лидерам, нежели к отстающим. Фильтрующий элемент - самый легкий из всех. Знаков омологации нет. В общем, за такие деньги на "пятерку" не тянет: оценка - хорошо.


Заявленная торговая марка BOSCH Германия

Обозначение S 9061

Ориентировочная цена 400 руб.

Упрекать "Бош" за высокую цену было бы наивно - просто отметим, что остальные изделия здесь, скажем так, отстали. Впрочем, фильтр оказался хорошим - второй результат по ресурсу говорит сам за себя. Пропускание пыли и сопротивление могли бы быть получше - соответственно девятый и десятый результаты. Да, стандарты перекрыты в несколько раз, но за 400 рублей хочется самого-самого... Оценка - хорошо.


Заявленная торговая марка АФ Россия

Обозначение 2112-1109080-02

Ориентировочная цена 80 руб.

Радует знак омологации МС-03. Один из самых дешевых фильтров в нашей экспертизе продемонстрировал лучшие цифры по сопротивлению воздуха и очень хорошо задерживал пыль, поделив в этой номинации 3-4-е места. Однако за это придется расплачиваться самым низким из всех ресурсом - 5,4 часа против 9,1 у победителя. Отметим, что фильтрующий элемент - самый тяжелый из всех. Оценка - хорошо.


Заявленная торговая марка CONSOL Россия

Обозначение

Ориентировочная цена 100 руб.

Изготовлено ЗАО ПКФ "Невский фильтр" по заказу ООО "Виал Ойл". Фильтр с берегов Невы понравился - взять хотя бы второе место по среднему коэффициенту пропуска пыли. Ресурс - средний: хуже немецких, но на столько же лучше аутсайдеров. Кстати, чемпион по количеству гофр и по площади фильтрующей поверхности... Понятно, что сопротивление воздуху при этом довольно высокое, но в целом оценка - хорошо .


Заявленная торговая марка SCT Германия

Обозначение SВ 201

Ориентировочная цена 108 руб.

Ура, наконец-то сертифицированное немецкое изделие: видим знак МТ-14. Параметры - нормальные, разве что коэффициент пропуска пыли один из худших. Обратите внимание на количество гофр и площадь фильтрующей поверхности - не маловато ли? Впрочем, требования соблюдены, а потому оценка - удовлетворительно .


Заявленная торговая марка CHAMPION Италия

Обозначение U505

Ориентировочная цена 300 руб.

Дорогой иностранец особо выдающихся цифр не выдал - все параметры в порядке, но за такие деньги хочется не просто хорошего, а чего-то выдающегося... Правда, сопротивление фильтра - одно из лучших, но зато ресурс - всего лишь девятый из четырнадцати, а коэффициент пропуска пыли самый плохой. В общем, оценка - удовлетворительно .


Заявленная торговая марка ЦИТРОН-LADA Россия

Обозначение ПАЛТ 231

Ориентировочная цена 100 руб.

Образец эдакого добротного отечественного изделия - в целом все нормально, а хвалить или ругать, в общем-то, не за что. Умеет ловить пыль ценой собственной жизни - ресурс невелик. Но своих денег, пожалуй, стоит - разве что менять его придется почаще, чем породистого "немца". Оценка - удовлетворительно.


Заявленная торговая марка LUXOIL Россия

Обозначение 2112-1109080

Ориентировочная цена 79 руб.

Изготовлено ПКФ "Невский фильтр" по заказу компании "ЛЮКСОЙЛ". Самый дешевый в нашей экспертизе фильтр - кстати, сертифицированный (имеется знак МС-03). Рейтинги следующие - 13-й по ресурсу, 7-й - по пропуску пыли, 6-й - по сопротивлению. Однако требованиям соответствует... Оценка - удовлетворительно.


Заявленная торговая марка "НЕВСКИЙ ФИЛЬТР" Россия

Обозначение

Ориентировочная цена 98 руб.

Знак МС-03 говорит, что изделие сертифицировано. Это уже третий в нашей экспертизе фильтр, изготовленный данной фирмой. Любопытно, почему они все такие разные? Тот же "Консол" показал ресурс 7,1 ч, а этот - только 5,9... Впрочем, проколов нет. Оценка - удовлетворительно.


Заявленная торговая марка FRAM ЕЭС

Обозначение СА 3399

Ориентировочная цена 350 руб.

Основное достоинство изделия - гордое имя и соответствующая ему оглушительная цена, уступающая только "Бошу". А выдающихся достоинств обнаружить не удалось - средний ресурс, среднее же сопротивление и неважный по общим меркам улов пыли... Оценка - удовлетворительно.


Заявленная торговая марка DASFIL Белоруссия

Обозначение

Ориентировочная цена 90 руб.

Сертифицированный "белорус" со знаком РБ01 вполне соответствует своей невысокой цене. Средний ресурс, обыкновенное сопротивление, невысокие показатели пылеулавливания - в общем, нормальный фильтр без особых талантов. Оценка - удовлетворительно.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Заявленная торговая марка MANN HENGST BIG MAHLE BOSCH АФ CONSOL SCT CHAMPION ЦИТРОН LUXOIL НЕВСКИЙ ФИЛЬТР FRAM DASFIL
Обозначение С22117 Е22L GB-9597C LX-220 S 9061 2112-1109080-02 SВ 201 U505 ПАЛТ 231 2112-1109080 СА 3399
Количество гофр, шт 63 64 66 59 62 66 70 59 67 65 62 62 69 63
Глубина гофр, мм 46 47 47 45 46 46 47 44 47 47 47 48 47 47
Сторона, мм 200 200 201 202 200 199 201 201 200 199 200 201 201 200
Площадь фильтрующей шторы, м2 1,16 1,20 1,25 1,07 1,14 1,21 1,32 1,04 1,26 1,22 1,17 1,20 1,30 1,18
Масса фильтрующего элемента, г 237 228 267 204 238 290 254 218 224 273 223 228 207 232
Сопротивление воздухоочистителя с чистым фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха 160 мз/ч, кПа (мм вод. ст.) 0,51 (52) 0,50 (51) 0,67 (68) 0,67 (68) 0,62 (63) 0,48 (49) 0,63 (64) 0,51 (52) 0,50 (51) 0,60 (61) 0,55 (56) 0,64 (65) 0,57 (58) 0,61 (62)
Средний коэффициент пропуска пыли, % 0,42 0,38 0,11 0,31 0,40 0,25 0,21 0,53 0,61 0,25 0,37 0,35 0,42 0,54
Продолжительность работы воздухоочистителя при расходе воздуха 160 мз/ч до достижения предельного сопротивления 4,9 кПа (500 мм вод. ст.) при запыленности воздуха 9,4 г/мз, ч 9,1 8,8 8,1 8,0 9,0 5,4 7,1 7,5 6,6 5,6 5,5 5,9 6,8 6,4
Ориентировочная цена, руб 250 200 100 300 400 80 100 108 300 100 79 98 350 90

ЦИФРЫ И ФОРМУЛИРОВКИ

Количество пыли, поступающей в двигатель вместе с воздухом, составляет в среднем от 0,0003 до 1,5 г/мз. Эта величина зависит от типа дороги, вида почвы, интенсивности движения, времени года и других факторов. 80% частиц имеет размер до 30 мкм, а удельная поверхность этой пыли составляет от 90 до 7000 см2/г. Абразивные свойства пыли в основном определяются наличием кварца и корунда, обладающих высокой твердостью. Кварц, как самый распространенный в природе минерал, составляет 92-98% в песчаной пыли, 80-90% - в супесчаной и 65-75% - в лессовой. Какие размеры частиц пыли самые вредные? Любопытно, что единого мнения на сей счет у специалистов нет - одни начинают "отсчет вредности" от 1 мкм, другие - от 15. Но в любом случае оценка параметров воздушных фильтров идет по трем основным параметрам: - сопротивление потоку воздуха при номинальном расходе воздуха 160 мз/ч. Норма - не более 2,5 кПа (255 мм вод. ст.); - средний коэффициент пропуска пыли. Норма - не более 1,0%; - продолжительность работы при расходе воздуха 160 мз/ч до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Норма - не менее 1,4 ч. Испытания проводились на стенде Испытательного центра НАМИ, аттестованном по ГОСТ 8.568-97, на кварцевой пыли с удельной поверхностью 5600 см2/г. Методика - по ГОСТ 8002-74. Цель - определить соответствие изделий требованиям РД 37.001.622-95 "Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования".

Общий список производителей фильтров, которые мы протестируем, а также критерии их отбора описаны .
Для общего понимания увиденного рекомендую прочитать про устройство масленых фильтров .

Собственно, ниже будет сам обзор.

В условиях офиса распилить корпус фильтра у нас не получилось (возможно, помешало желание остаться со всеми пальцами на руках). В итоге нам в качестве теста разрезали два корпуса фильтров на токарном станке. Результат отличный, но всего у нас пока что в наличии два распиленных фильтра (что, безусловно, плохая новость), правда на выходных обещали нам распилить все остальные.

Но есть и хорошая новость - в качестве теста нам распилили как раз два фильтра TOYOTA, и обзор наш с них и начнем прямо сейчас.

Лично для меня в этом тесте были две интриги. Первая - это конструктивное отличие оригинального фильтра TOYOTA 90915-10003 от его обновленного товарища TOYOTA 90915-YZZE1 (на который "косо смотрят" наши сотрудники и клиенты). Вторая - это конструктивное отличие всех не оригинальных фильтров, которые подбирались как аналог фильтру TOYOTA 90915-10003 (и выбор победителя в соотношении цена качество), в сравнении с оригинальным фильтром.



Забегая вперед, хочу сообщить, что первая часть обзора будет содержать большое количество фотографий и немного текста как примечание. Когда все материалы будут готовы, мы подготовим итоговую таблицу сравнения, в которую внесем все возможные параметры.

Итак, сравнивая старый артикул фильтра с обновленным, видно, что обновленный стал чуть меньше (незначительно). Также на коробках отчетливо видно, что старый фильтр "Made in Japan", а новый уже - "Made in Thailand". Один этот факт заставляет многих людей испытывать к изделию неприязнь. Я лично не сужу о продукте по стране, в которой он был сделан, поэтому мое отношение с этой точки зрения к данному таиландскому фильтру не предвзятое.

Фото фильтров снизу:


У обоих фильтров защитная пленка. Сними ее, и фото еще раз без нее:



Если судить чисто внешне (собственно, что и делает большинство людей), фильтр слева (старый) выглядит интереснее, чем обновленная модель. Напрашивается желание сделать вывод, что производитель пошел по пути "на чем бы мне сэкономить" (ихмо), но возможно это был путь к "разумному минимуму" (пока мы не распилили все не оригинальные фильтры, мне лично сравнить оригинальный фильтр не с чем).

Итак, теперь фотографии разрезанного фильтра TOYOTA 90915-10003:

Сняли внешний корпус:


Прижимную пластину в сторону, еще снимок:



Видим фильтрующий элемент, в него встроен перепускной клапан.

И еще пара фото:


Фильтрующий элемент крупным планом:


И последняя:


Теперь посмотрим, что внутри у его приемника. Обновленный фильтр TOYOTA 90915-YZZE1:

Сняли корпус:


Снимаем прижимную пластину, которая также является перепускным клапаном (не знаю как у других фирм будет, но мне это решение показалось плохим, позже напишу - почему):


И еще одна фотка:


А теперь фильтрующий элемент крупнее (обратите внимание на способ соединения и фиксацию складок, пригодится в сравнении с другими фильтрами):


И последняя фотография данного фильтра:


На этом пока все. Больше распиленных фильтров у меня нет. Как уже написал, если их распилят на этих выходных, то с понедельника буду дополнять эту тему по 2-3-4 фильтра в день (в зависимости от моей занятости). В конце будем делать выводы.

UPD 08.10.12

Фильтр VIC C-110:




NITTO 4TP-121:




BOSCH 0986452028:





MANN W683:





MAHLE OC534:




SAKURA C-1139:




MEYLE 30143220000:




Качество заметно хуже конкурентов. Обратный клапан просто отвалился, на корпусе не держится (думаю это не критично, прижмется пружиной все равно, но все же), сам фильтрующий элемент собран не ровно (видно на фото), внутри металлического корпуса следы клея. На работу думаю не будет влиять фильтра все это (ИХМО).

UPD 09.10.12

Фильтр UNION C-170:




NIPPARTS J1312018:




TOPFILS C-110:




KOLBENSCHMIDT 50013104:




UPD 10.10.12

MICRO T1636:




FILTRON PO572:




GOODWILL OG516:



Внутри коробки наклейка, для отметки данных по установке фильтра.



Отличный от других фильтров вариант исполнения обратного клапана. Он состоит из двух частей - сама резинка (которая закрывает отверстие), и тонкая часть из жести, которая подпирается пружиной (хорошо будет видна на следующем фото).


BLUE PRINT ADT32109 :




FEBI 27149:




HENGST H97W01:



Фильтр явно выше других конкурентов. Мое личное мнение - как заменитель оригинального фильтра это плохой вариант (именно из за отличия в размерах).

Первым серийным автомобилем, оснащенным салонным фильтром, был Mercedes-Benz S-класса серии W140 образца 1991 года. Теперь такие есть почти у всех машин. Но насколько они эффективны — и стоит ли переплачивать за более дорогие угольные? Мы решили проверить это на примере десяти образцов, предназначенных для седана Volkswagen Polo: два обычных фильтра и восемь — с активированным углем.

П роблемы начались еще на этапе приобретения в интернет-магазине. Дело в том, что салонные фильтры для Polo (они также подходят для автомобилей Skoda Fabia первых двух поколений, Seat Ibiza и Audi A1) бывают двух типоразмеров, отличающихся по ширине примерно на 5 мм, — в зависимости от модификации климатической установки. На седан, выпускаемый в Калуге с 2010 года, устанавливается «широкая» версия. А добрая половина купленных нами фильтров, включая оригинальные (!), несмотря на подбор по году выпуска автомобиля и типу кузова, оказались «узкими» — они попросту болтались в посадочном месте!

У автомобилей с продуманной конфигурацией климатической установки (Volkswagen Polo/Skoda Fabia/Seat Ibiza/Audi A1 как раз из таких) салонный фильтр меняется за считаные секунды

Оперативно купить переходную рамку (такая деталь есть в каталоге Фольксвагена) нам не удалось. Не смогли мы быстро приобрести и «широкие» фильтры марок Champion и BIG Filter. Поэтому первая десятка претерпела изменения: на испытания попали угольные фильтры фирм Bosch, Delphi, Filtron, Mahle, Mann+Hummel и Valeo, а честь пылевых «неоригиналов» отстаивал отечественный фильтр производства ООО ТД «ТСН-Авто». Плюс, само собой, пара оригинальных фильтров VW обоих типов — с дублирующей маркировкой micronAir (этот бренд принадлежит группе Freudenberg). А экзотику у нас представлял сделанный в Китае дорогущий (1500 рублей, дороже только «оригинал»!) антибактериальный фильтр российского бренда RAF.


Оба оригинальных фильтра подходят для Polo 2015 года выпуска? Не верьте каталогам интернет-магазинов! Тот, что сверху, поуже и будет болтаться в гнезде. А вам нужен нижний фильтр с боковинами потолще, именно его номер 6RO 819 653 следует использовать при подборе неоригинального заменителя

Как и десять лет назад на тестах фильтров для автомобиля Ford Focus (АР №8, 2006), эффективность улавливания вредных газов мы решили проверять не в лаборатории, а в Лефортовском тоннеле Москвы. Получасовой заезд начинался с минутной паузы после десятисекундного орошения лобового стекла омывающей жидкостью на основе изопропилового спирта. В точке, предписанной ГОСТом 51206-2004, за правым ухом водителя, пиковую концентрацию токсичного изопропила, как и прочих вредных веществ, с точностью до микрограмма на кубический метр измеряли газоанализаторы. Но к пятому заезду я и без их помощи мог запросто определить, какой «салонник» улавливает пары омывайки, а какой нет. Унюхать трехкратную разницу между простым пылевым фильтром и хорошим угольным смог бы любой не страдающий насморком!


Как определить подделку? Отсутствие маркировки Ростеста на фильтре говорит лишь о том, что салонные фильтры не подлежат в России обязательной сертификации. Лучше обратите внимание, аккуратно ли приклеены гофры, есть ли четкое обозначение модели и стрелки для ориентации изделия при установке

Тем не менее даже с самыми лучшими угольными фильтрами (ими оказались Mann+Hummel, Bosch и Mahle) содержание изопропанола в салоне в 30—50 раз превысило ПДК (предельно допустимую концентрацию) 10 мг/м³ ! Хоть изопропанол и относится лишь к третьему классу опасности («умеренно опасные вещества»), длительное воздействие его паров приводит к головной боли, рези в глазах и раздражению органов дыхания. Так что старайтесь орошать стекло незамерзайкой только в движении — и заранее включать рециркуляцию.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

ОТДЕЛ ИСПЫТАНИЙ

Воздушный фильтр на инжекторную «десятку» есть?

Конечно есть, вон их на прилавке сколько… Вам какой - наш или импортный? Подороже или подешевле? Да, а какая у вас «десятка» - вазовская или газовская?

Смех смехом - а что купить-то? Одни убеждены, что все фильтры делают в одном и том же подвале, только этикетки клеят разные. Другие все же оценивают «одежку» - солидность упаковки, известность брэнда и т. п. Третьи заняты поиском фильтров, поставляемых на конвейер… А кого порекомендует на должность начальника очистки журнал «За рулем»?

Для начала предлагаем владельцам всех «десяток» - как нижегородских, так и тольяттинских - ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Двенадцать фильтров для ВАЗ , семь - для ГАЗ и еще пять, скажем так, универсальных - есть и такие. А потом…

А потом будет нечто такое, чего мы никогда еще не делали…

В ШКУРЕ ИСПЫТАТЕЛЯ…

Тем, кому хоть немного интересна испытательская «кухня», придется ознакомиться с данным разделом. Остальные могут сразу перейти к изучению фото. (В подписях к снимкам указан заявленный производитель - ред.)

Руководящий документ для испытателя воздушных фильтров (точнее - воздухоочистителей!) - это РД 37.001.622–95 под названием «Воздухоочистители двигателей внутреннего сгорания. Общие технические требования». Методика испытаний изложена в ГОСТ 8002–74 «Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Воздухоочистители. Методы стендовых безмоторных испытаний». Тем, кто уже запутался в терминах, напоминаем: воздухоочиститель - это фильтр плюс корпус, в котором он установлен.

Основных показателей качества воздухоочистителя - три.

С чистым фильтрующим элементом при номинальном расходе воздуха. Эта величина не должна превышать 2,5 кПа (255 мм вод. ст.).

Средний коэффициент пропуска пыли до достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна превышать 1%.

До достижения предельного сопротивления 500 мм вод. ст. при запыленности воздуха 0,4 г/мз. Эта величина не должна составлять менее 1,4 часа (84 мин).

Понятно, что величину номинального расхода воздуха каждый мотор «понимает» по-своему. Расчет, проведенный согласно рекомендациям SAE J 726, показывает, что для самого форсированного вазовского двигателя, отвечающего нормам Евро III и Евро IV, эта величина составляет 246 мз/ч. Для двигателей ЗМЗ-406 показатель выше - 305 мз/ч. Однако согласно требованиям РД испытания следует вести при 80% от номинала, что составит для газовских фильтров 244 мз/ч. В то же время вазовские фильтры испытывались в предельном режиме (246 мз/ч) - таковы пожелания самого ВАЗа.

Что касается универсальных фильтров с «нулевым» сопротивлением, именуемых в обиходе «спортивными», то их «гоняли» также при 246 мз/ч. Эта величина хоть и не является для них предельной, но зато позволяет сравнивать с «обыкновенными» фильтрами.

ПОСЛЕ БОЯ…

Вообще говоря, газовские воздухоочистители априори лучше вазовских. Причина проста - габариты подкапотного пространства позволяют размещать на нижегородских машинах такие фильтры, которые в тольяттинских просто не уместятся. У них и полезная площадь фильтрующей шторы выше, и гофр побольше. Заметим также, что владельцам «волг» и «газелей» импортные фильтры, как говорится, не светят - их просто нет в природе. Но это так, к слову.

Разбор полетов начнем с вазовских фильтров. Из двенадцати участников в нормы по коэффициенту пропуска пыли не уложился только «Луксойл» (№ 1–12) - при этом он «умер» совсем молодым! Кроме него, не соответствуют требованиям по продолжительности работы еще два изделия - № 1–11 и № 1–10.

Из газовской семерки уверенную дисквалификацию заработал № 2–7, пропустивший пыли по самые… в общем, на порядок больше, чем разрешено. Вторым двоечником оказался № 2–6, прекративший исполнение обязанностей раньше срока. А остальные…

А вот почти всем остальным не хватает малости - четкой инструкции по применяемости. Увы - только изготовители фильтра № 2–1 знают, что ГАЗ еще в 2000 году выдал задание на создание малогабаритного воздухоочистителя 3110-1109-010-10, который уже два года (!) устанавливается на все серийные автомобили! Поэтому из всех проверенных нами фильтров лишь изделия дзержинской фирмы «Заря» можно ставить как на новые, так и на «старые» машины: прочие в новенькое авто просто не влезут! Остальные производители, по всей видимости, ориентируются исключительно на «бэушные» автомобили, взваливая поиск нужной детали на плечи ко всему привыкшего потребителя. Впрочем, гораздо проще предположить, что всего вышеизложенного они просто не знают.

О лучших изделиях - чуть позже. Мы же забыли про фильтры, которые годятся на любую «десятку» - как VAZ 2110 , так и GAZ 3110 . Восполняем пробел.

СВЕРХ ПРОГРАММЫ

Эти изделия называют по-разному - «спортивные» или фильтры «с нулевым сопротивлением»... Перепутать их с «обычными» практически невозможно - достаточно просто взглянуть на ценник. Напоминаем, что особенности эксплуатации подобных изделий мы рассматривали в ЗР, 2000, № 11, с. 50–51.

Тем «исполинам духа», которые отдают предпочтение такой очистке воздуха, даже неудобно давать какие-то советы - специально для них мы приводим под фото № 3-1...3-5 краткие результаты замеров. А менее продвинутым читателям напоминаем, что очистка воздуха в таких фильтрах осуществляется по-разному. Чаще используют фильтрующую штору, пропитанную смазочным составом - ее наружная и внутренняя поверхности защищены металлической сеткой. Есть и другой вариант - скажем, в «Рэйд hp» (фото 3–2) фильтрация воздуха происходит объемным способом через поверхность цилиндра из пористого материала, пропитанного специальным составом. Привычной шторы в нем вообще нет.

Фильтры «с нулевым сопротивлением» в процессе эксплуатации подлежат обслуживанию - для этого существуют сервисные комплекты смазок и промывок. Обращаем внимание на то, что после установки подобного фильтра на двигатель сопротивление впускного трубопровода может даже уменьшиться - это не ошибка измерений, а прямое следствие изменения условий подачи воздуха. Величина исходного сопротивления также может отличаться от изделия к изделию: каждый раз стенд настраивали заново.

ВНИМАНИЕ! На стандартных автомобилях впускной тракт рассчитан под конкретный двигатель - устанавливать на них подобные фильтры НЕ НАДО. Эти изделия - удел спортивных, гоночных и тюнинговых машин. Обыкновенный «чайник», по незнанию решивший приобрести дорогую игрушку, получит в качестве премии лишь «крутой» внешний вид подкапотного пространства да нестандартное «звуковое сопровождение». Добавим сюда иную периодичность обслуживания в сочетании с худшей фильтрацией - для езды по дачным дорогам подобное категорически не годится. Их изюминка - не в использовании каких-то уникальных материалов, а в изменении режима подачи воздуха. Сопротивление меньше, но фильтрация хуже.

А теперь - обещанный выбор. Внимание - в заключительной главе мы «поднимаем планку»... Равнение - на середину этой страницы!

Производитель - «Салют-Фильтр», Россия

Обозначение - 2112-1109080-03 МС03

Ориентировочная цена - 100 руб.

Самарский фильтр не понравился «по одежке» сразу - ну сколько можно продавать изделия в каких-то несерьезных пакетиках? Да еще и самый тяжелый из всех… Однако потребитель, которому достанется подобный фильтр, будет доволен - оказалось, лучше, чем «Салют-Фильтр», воздух не чистит никто! Средний коэффициент пропуска пыли - 0,28. Прекрасный результат. Остальные цифры поскромнее, но общее впечатление - хорошее.

Производитель - ОАО «Автоагрегат», Ливны Орловской обл.

Обозначение - ЭФВ 074.1109080 2112.1109080-ЗР МТ 14

Один из самых крупных отечественных производителей изготовляет чуть ли не любые фильтры - в том числе и с логотипом ЗР. Комментировать итоги выступлений «зарулевского» изделия по этическим причинам не будем - просто приводим результаты испытаний. Сопротивление воздухоочистителя - 1,25 кПа, средний коэффициент пропуска пыли - 0,29%, продолжительность работы до достижения предельного сопротивления - 137 мин.

Производитель - «Манн» (Mann Filter), Германия

Обозначение - С 22 117

Изделия с подобными брэндами часто покупают не задумываясь - дескать, здесь не может быть плохо… Что ж, технического нокаута «немец» на сей раз не демонстрировал, но выглядел вполне достойно. Продолжительность работы составила 234 мин - это лучший показатель в классе. Остальные параметры - просто нормальные. В качестве замечания отметим, что в списке применяемости среди «ауди», «вольво» и «фольксвагенов» ВАЗ не значится…

Производитель - «Mahle», Австрия

Обозначение - LX220

Ориентировочная цена - 170 руб.

Австрийский фильтр был до испытаний этакой «темной лошадкой» - и имя не самое громкое, и применяемость не указана, и фильтрующая штора кажется не самой большой… Тем не менее результаты оказались вполне пристойными - соотечественник Шварценеггера оказался лучшим по сопротивлению (всего 1,01 кПа!), уложился в 0,61% в части пропуска пыли и продержался 192 мин, уступив по этому показателю только трем участникам в группе ВАЗ .

Производитель - «Бош» (Bosch), Германия

Обозначение - S 9061

Ориентировочная цена - 200 руб.

«Бош» - имя громкое, и не только среди «фильтровальных дел мастеров». Применяемость - «ненашенская»: от «Форда» до «Вольво ». Цена - под стать. В то же время все «немцы» словно сговорились: отрабатываем «обязаловку» - и не более того! Правда, продолжительность работы «Боша» составила 203 мин - лучше в этом классе только «Манн», зато остальные параметры оказались в «основной массе» соревнующихся. А жаль - от «Боша» всегда ждешь чуда.

Производитель - «Хенгст» (Hengst Filter), Германия

Обозначение - E22L

Ориентировочная цена - 220 руб.

Применяемость немецкого изделия не оговаривается вообще. Рабочие показатели - более чем средние: все в норме, но для известного брэнда и довольно высокой цены этого явно недостаточно. Взять хотя бы средний коэффициент пропуска пыли: при норме 1% «Хенгст» показал 0,81, а лучший показатель составляет 0,29! То же касается сопротивления: 1,11 кПа при норме 2,5 - это хорошо, но у лидера цифры другие - 1,01! Так что в целом неплохо, но хотелось бы большего.

Обозначение - SB 201

Ориентировочная цена - 150 руб.

Немцы рекомендуют свой фильтр для «ауди», «ягуаров» и «мерседесов» - тольяттинских машин в списке нет. Что до параметров, то они довольно скромные: претензий нет, но чувство недосказанности остается. Сопротивление воздухоочистителя - 1,07 кПа (у остальных - от 1,01 до 1,34), а продолжительность работы - 188 мин (у других - от 35 до 234). Средний коэффициент пропуска пыли мог бы быть и поменьше: 0,86% при норме 1% - многовато.

Производитель - «Чемпион» (Champion), ЕЭС

Обозначение - U505

Ориентировочная цена - 180 руб.

«Чемпион» давно заработал себе громкое имя и, в общем-то, порой почивает на лаврах. А на практике? В активе - самый легкий фильтрующий элемент из всех - всего 208 г. А вот потребительские показатели можно назвать заурядными: отменная величина сопротивления воздухоочистителя сочетается с подозрительно большим пропуском пыли. Судите сами: 0,90% при норме 1% - это нормально, но… не по-чемпионски как-то… Да и применяемость для ВАЗ не оговорена.

Производитель - «Биг Фильтр» (BIG FILTER), Россия

Обозначение - GB-9597

Один из самых известных отечественных брэндов, традиционно маскирующийся под импорт. В списке применяемости указаны «самары», «нивы», «фольксвагены» и т.п. Фирма умеет делать отличные изделия, но… не всегда пользуется своими талантами. Вот и в данном случае петербургский «Биг» оказался на волосок от дисквалификации: средний коэффициент пропуска пыли составил 0,98% - а где же технологический запас? Впрочем, формальные приличия соблюдены.

Производитель - АФ («АвФил»), Россия

Обозначение - 2112-1109080-02 АФ МС03

Ориентировочная цена - 130 руб.

Еще одно «раздетое» российское изделие, не удостоенное упаковки. Потребитель не обязан разбираться, кто прячется за инициалами АФ! Надо полагать, речь идет о фирме «АФ» из поселка Соколовый Саратовской области… Впрочем, независимо от происхождения итог один - изделие «не удалось». Продолжительность его работы составила всего 79 мин при норме 84, а потому никакие этикетки и голограммы уже не помогут.

Обозначение - НФ-409-01-000 (НФ 409 EURO)

Ориентировочная цена - 130 руб.

Петербургское изделие интересно в первую очередь тем, что использует бумагу собственного производства. Возможно, поэтому у него относительно высокое сопротивление - 1,33 кПа (у остальных - ниже), довольно большой средний коэффициент пропуска пыли (0,81% при норме 1%) и, наконец, совершенно неудовлетворительные 43 минуты наработки при норме 84… Напоминаем - лидер продержался почти в шесть раз дольше! Увы…

Производитель - «Луксойл» (Luxoil), Пушкино, Россия

Обозначение - НФ-409-01-000. Есть знак омологации МС-03

Ориентировочная цена - 110 руб.

Подмосковно-петербургское изделие, изготовленное ЗАО ПКФ «Невский фильтр», произвело странное впечатление. Максимальное количество гофр, самая большая площадь поверхности - казалось бы, все будет хорошо... Ан нет - «Луксойл» провалил средний коэффициент пропуска пыли (1,09% вместо 1%) и вдобавок продержался всего 35 мин вместо положенных 84. Вывод ясен - на машину не ставить!

Производитель - не указан

Обозначение - 3110-1109013-10

Ориентировочная цена в комплекте с корпусом - 800 руб.

Непрезентабельное на вид изделие приобрели по одной-единственной причине - его размеры были меньше, чем у остальных! Эксперты признали в гадком утенке изделие фирмы «Заря» из Дзержинска Нижегородской области - именно такие воздухоочистители идут на конвейер. Заметим: их «коллеги» в таком корпусе просто не уместятся… А параметры «утенка» - как у прекрасного лебедя: одни из лучших!

Обозначение - GB-76

Петербургские носители известной торговой марки оказались представленными в двух вариантах - как с пластмассовой крышкой, так и с металлической. Данный вариант может похвастаться своей массой - он самый легкий из всех, а его полезная площадь - одна из самых больших. В целом - одно из лучших изделий для… автомобилей старше двух лет! Напоминаем: в современном корпусе оно не уместится - высота зашкаливает…

Производитель - «Цитрон», Россия

Обозначение - неразборчивые наклейки

Ориентировочная цена - 160 руб.

Эксперты опознали в изделии воздухоочиститель с названием ПАЛТ-137 фирмы «Цитрон». Ни упаковки нормальной, ни обозначений цивилизованных… Цифры в протоколе неплохие: все в норме, хотя звезд с неба изготовители на сей раз не хватали. Кстати, этот фильтр оказался самым тяжелым из всех! И не будем забывать про размеры - в новенькую «Волгу» изделие не поместится.

Производитель - «Невский фильтр», Россия

Обозначение - НФ 0406-01-В

Ориентировочная цена - 170 руб.

Криво приклеенное уплотнительное кольцо как-то странно выглядело на хорошем в общем-то изделии. По количеству гофр шторы - 151 - фильтр даже оказался лидером, а его сопротивление - одно из самых низких. Остальные результаты назовем, скажем так, обыкновенными: все в норме, но без блеска. И как ложка дегтя - завышенные габаритные размеры, перекрывающие доступ к газовским машинам последних лет выпуска.

Производитель - «Биг Фильтр», С.-Петербург

Обозначение - GB-76

Ориентировочная цена - 170 руб.

Еще один «Биг» - на сей раз куда менее красивый. В отличие от «пластмассового» собрата этот «петербуржец» использует металлическую крышку. Любопытно - масса фильтра здесь больше, а число гофр и полезная площадь поверхности - меньше. Уплотнительное кольцо плохо склеено - воздух может идти «напрямую». В целом изделие нормальное, но - не отличное. Только не будем забывать про размеры - под современным капотом ему места не хватит.

Производитель - ООО «Анелия-М», Москва, Россия

Обозначение - Реготмас 141Б (3105–1109013) НФ-104, МТ-14

Ориентировочная цена - 120 руб.

Тот случай, когда «встреча по одежке» является вполне оправданной. На бумаге создатели изделия явно решили сэкономить - это видно невооруженным глазом. Вот и цифры: количество гофр в шторе - всего-навсего 49 (у остальных - за сотню!), а площадь фильтрующей поверхности - 0,48 м2 против 1,84 у одного из лидеров - было ясно, что фильтр сойдет с дистанции досрочно. Так и получилось.

Производитель - «Пласпол» (Plaspol), Россия

Обозначение - ЭВФ-01.02 (31029–1109013), знак омологации МТ-14

Ориентировочная цена - 140 руб.

Изделие стоит особняком: вместо бумажной шторы из специальной бумаги в нем использовано нетканое полипропиленовое волокно. Наружная часть цилиндра выполняет функцию каркаса, а внутренняя - фильтра: диаметр волокон уменьшается по ходу воздушного потока. К сожалению, изделие испытаний не выдержало! Средний коэффициент пропуска пыли составил 11,88% при норме 1%.

Производитель - Racing Sports

Обозначение - WS-002

Сопротивление впускного трубопровода стенда после установки фильтрующего элемента возросло с 0,34 до 0,35 кПа. Средний коэффициент пропуска пыли составил 0,58%, а вместо 84 мин «спортсмен» простоял только 45.

Производитель - Raid hp

Обозначение - CC-210

Ориентировочная цена - 2450 руб.

Довести «забег» до конца так и не удалось. Даже через 690 (!) мин его сопротивление составляло всего 286 мм вод. ст., но коэффициент пропуска пыли при этом зашкаливал аж за 18,3%!

Обозначение - High-flow air filter 33 - 2003

Панельный фильтр показал сопротивление 1,05 кПа и продержался на стенде 92 мин. Пыль он при этом пропускал изрядно - средний коэффициент составил 4,26%.

Производитель - K&N Engineering, Inc., США

Обозначение - High-flow air filter RU - 3610

Ориентировочная цена - 2950 руб.

Именитый «спортсмен» изменил аэродинамику тракта, снизив его сопротивление с 0,45 кПа до 0,41. Продолжительность работы - 67 мин, средний коэффициент пропуска пыли - 2,25.

Производитель - «Эс-Си-Ти» (SCT), Германия

Обозначение - SCT SB 001/76

Ориентировочная цена - 2400 руб.

Увеличив сопротивление на впуске с 0,34 до 0,35 кПа, изделие смогло продержаться на стенде 45 мин. Заметим, что нормы по «глотанию» пыли при этом не были превышены - коэффициент составил 0,58.

ГОСТы, ОСТы, РД, ТУ… Все это хорошо для арсенала испытателя и совершенно неинтересно обыкновенному потребителю, в глазах которого виден все тот же вопросительный знак - ЧТО КУПИТЬ? Мы предлагаем следующее.

Понятно, что даже если не брать во внимание откровенно неудачные изделия, то легче не становится - претендентов на наш с вами кошелек все равно много. Отчасти это вызвано тем, что предъявляемые к ним обязательные требования являются довольно мягкими - как к троечникам на экзаменах. Получил «удовл.» - значит, государство удовлетворено. А мы - нет.

Начиная с этого номера, мы будем предъявлять к испытываемым товарам свои, «зарулевские» требования - давно пора поднять планку до показателей действительно лучших изделий. В наши собственные требования могут входить как технические, так и другие потребительские параметры. Например, непременное наличие фирменной упаковки и т. д. А создав диапазон между требованиями обязательной сертификации и нашими, «зарулевскими», мы дадим потребителю реальную картину современного прилавка. Это - первый шаг к подготовке системы добровольной сертификации ЗР.

Так вот, применительно к воздушным фильтрам для «десяток» мы выдвигаем следующие требования:

Сопротивление воздухоочистителя ВАЗ - не более 1,5 кПа.

Сопротивление воздухоочистителя ГАЗ - не более 1,0 кПа.

Средний коэффициент пропуска пыли - не более 0,6%.

Продолжительность работы воздухоочистителя ВАЗ - не менее 2 ч.

Продолжительность работы воздухоочистителя ГАЗ - не менее 5 ч.

А теперь оценим общую картину результатов испытаний фильтров для ВАЗ и ГАЗ - она представлена на рисунках. Из всех вазовских фильтров в наш «зеленый коридор» попали самарский «Салют-Фильтр», ливенский ЗР и немецкий «Манн». «Газоводам» повезло больше - компанию дзержинской «Заре» составили ставропольский «Цитрон» и три «питерца» - «Невский фильтр» и два «Бига».

А как же упаковки, маркировки и все такое? Неужели опять за старое - брать, что дают? Нет, будем последовательными до конца: поскольку самарский фильтр продавался в «голом виде», то выхода у нас нет - в доверии отказать! С газовскими - ситуация посложнее. Изделие фирмы «Заря», несмотря на нашу критику по части внешнего вида, получает «зеленый свет»: мы же купили его в комплекте с корпусом - какая тут упаковка… А вот к ставропольцам и ко всем петербуржцам серьезные претензии - господа, не забывайте, пожалуйста, указывать на ваших изделиях их назначение! В своем нынешнем виде они годятся только для несвежих автомобилей…

Facebook Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Современный корпусной масляный фильтр (на ряде автомобилей используются и картриджные - при обслуживании заменяется только сам бумажный фильтроэлемент) состоит из следующих узлов: Корпус . Это металлический цилиндр с завальцованной крышкой, в которой находится...
Казалось бы, в счете нет ничего сложного, однако малыши совершенно отказываются понимать, почему после десяти идет одиннадцать, а после двадцати – двадцать один. Они меняют местами цифры или же вовсе их пропускают, доводя своих родителей до отчаяния. «Вроде бы...
Сказка на ночь - это своеобразное пожелание спокойной ночи своему дорогому малышу. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с ребенком на волшебном, понятном ему языке,...